Первичные иммунодефициты: синдром дефицита NEMO

Сердюк Анастасія
22 Oct 09:39
  • Синдром дефицита НЕМО является одним из видов ПИД (первичный иммунодефицит). Это сложное заболевание, вызванное генетическими мутациями в гене NEMO, связанном с Х-хромосомой (также известной как IKK гамма или IKKG). Он может поражать множество различных органов и часто проявляется по-разному у разных людей.*

Почти все случаи НЕМО встречаются у мальчиков. Наиболее распространенными симптомами являются кожные заболевания и восприимчивость к определенным бактериальным инфекциям, которые могут быть серьезными и поражать практически любой орган.

Синдром НЕМО первоначально был описан как связь между эктодермальной дисплазией (ЭД) и восприимчивостью к инфекциям. Пациенты с ЭД отличаются утолщенной кожей, коническими зубами, отсутствием потовых желез и редкими тонкими волосами.

Помимо сухой шелушащейся кожи с эктодермальной дисплазией, пациенты с дефицитом NEMO характеризуются повышенной восприимчивостью к ряду инфекций, наиболее распространенными из которых являются гноеродные микроорганизмы (пневмококки и стафилококки). Инфекции можно обнаружить практически в любом месте организма, включая печень, легкие, кожу, центральную нервную систему, брюшную полость, желудочно-кишечный тракт, мочевыводящие пути, кости.

Ранние описания этих пациентов указывали на широкий спектр тяжести заболеваний и инфекций. У многих пациентов были проблемы с гуморальным иммунитетом при полном отсутствии реакции антител против бактерий, таких как пневмококк. У других пациентов были дефекты в других частях иммунной системы, которые вызывали повышенную восприимчивость к микобактериям и кожным инфекциям.

Генетический дефект, ответственный за подавляющее большинство этих случаев, был обнаружен в 1999 году. Болезнь была названа синдромом НЕМО, чтобы отразить генетическую мутацию. NEMO расшифровывается как основной модулятор NF-kappa B (основной модулятор NF-kappa B) и также известен как ингибитор гамма-киназы kappa B (IKK гамма). Белок необходим для активации факторов транскрипции семейства NF-каппа В, которые регулируют экспрессию генов и развитие ряда систем и органов, включая иммунную систему. Полное отсутствие активности НЕМО несовместимо с жизнью.

При этом типе PID белок NEMO сохраняет частичную активность. Эмбрион развивается, но многие системы и органы не могут нормально развиваться, в том числе иммунная система. При синдроме НЕМО В-клетки, Т-клетки, макрофаги и дендритные клетки плохо реагируют на бактериальную и грибковую инвазию. Это приводит к дисфункции иммунной системы и проблемам с образованием защитных антител против микробов.

Существует по крайней мере одна дополнительная генетическая причина НЕМО-подобного синдрома с дефектами аналогичного пути. Хотя эта форма может поражать как мужчин, так и женщин, она встречается крайне редко.

Клинические проявления синдрома дефицита НЕМО

Диагностика синдрома НЕМО может быть затруднена из-за широкого спектра возможных симптомов. Три типичных проявления:

• Восприимчивость к гнойным инфекциям.

• Эктодермальная дисплазия.

• Восприимчивость к микобактериальным инфекциям.

Пациенты склонны к развитию гнойных инфекций. В большинстве случаев они заболевают тяжелыми пневмококковыми инфекциями, несмотря на вакцинацию. Другим частым проявлением этого варианта ПИД является менингит на первом году жизни. У пациентов также могут быть инфекции глубоких тканей, вызванные золотистым стафилококком, в коже, печени, брюшной полости, костях и легких.

ЭД трудно распознать в раннем возрасте. У многих детей часто бывают высыпания от экземы и тонкие редкие волосы, поэтому дети с истинной ЭД могут остаться незамеченными. Важной особенностью, которую следует тщательно изучить, является прорезывание конических зубов.

Лечение

Пациенты с синдромом НЕМО нуждаются в регулярном обследовании у иммунолога. Терапия направлена на предотвращение инфекций и осложнений, связанных с инфекцией. При дефиците антител пациенты получают заместительную терапию внутривенными иммуноглобулинами (IVIG), например, препаратом Bioven компании Biopharma.

Первичные иммунодефициты: синдром дефицита NEMO

Хотя внутривенное введение является краеугольным камнем терапии, для защиты от пневмококков, стафилококков и микобактериальных инфекций часто требуется ряд профилактических антибиотиков.