Подземные океаны на чужих планетах могут быть лучшим местом для зарождения жизни, – ученые

Бобрович Яна
24 Mar 14:22

Планетологи утверждают, что таких водных миров много как в Солнечной системе, так и в Млечном Пути.

Миры с подземными океанами распространены в Солнечной системе и Млечном Пути, которые могут быть даже лучшей средой для жизни, чем океаны на Земле, согласно новому исследованию. Об этом сообщает EarthSky.

Известно, что 71% поверхности Земли покрыто водой, но многие луны и карликовые планеты скрывают свои океаны под ледяной или каменистой поверхностью. Например, считается, что Европа (спутник Юпитера) и Энцелад (спутник Сатурна) также имеют внутренний водный мир. И даже у далекой планеты Плутон может быть океан под поверхностью.

В своем исследовании планетолог Алан Стерн из Юго-Западного исследовательского института (SwRI) предполагает, что подобные водные миры, вероятно, очень распространены в других Солнечных системах.

Эта возможность сама по себе захватывающая, но Стерн добавляет, что эти океаны могут быть лучшим местом для жизни, чем океаны Земли. "Миры внутреннего океана более защищены от факторов окружающей среды, а также от таких угроз, как атмосферные потери, звездные вспышки и так далее", - говорит Стерн.

Дело в том, что способность планет удерживать океаны на поверхности зависит от многих факторов, в том числе и от узкого диапазона расстояний от родительской звезды. В "обитаемой зоне" температура на поверхности планеты должна позволять воде оставаться в жидком состоянии. Но водные миры с подповерхностными океанами могут существовать на более широком диапазоне расстояний. Некоторые океанические спутники под влиянием притяжения своих родительских планет (Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна) могут накапливать достаточно тепла, чтобы вода оставалась жидкой в их глубинах.

Поверхность таких спутников останется замороженной, но океаны могут существовать под коркой льда. Они могут быть намного больше Земных, как на Европе и Энцеладе. Например, океаны Европы содержат больше жидкости, чем все океаны на Земле. До недавнего времени мало кто мог себе представить, что на Плутоне может быть жидкая вода, но данные New Horizons говорят именно об этом.

По мнению ученых, если в Солнечной системе так много океанских миров, то, скорее всего, их также много и вокруг других звезд. Такая перспектива увеличивает шансы на существование инопланетной жизни, защищенной от внешних угроз.

Однако у этой теории есть свои недостатки. Если жизнь на других планетах и лунах действительно скрывается под поверхностью, то это значительно усложнит ее поиски. Защитный слой льда или скал изолирует жизнь от возможного обнаружения.

Однако некоторые свидетельства его существования все же можно найти. На поверхности Энцелада и Европы вода поступает из гейзеров. Не исключено, что океанскую воду, которая оседает на поверхности, можно проанализировать с помощью телескопов.

Европа и Энцелад-наиболее перспективные водные миры для поиска жизни. Исследователи располагают доказательствами того, что на дне океанов Энцелада находятся гидротермальные жерла, которые могут обеспечивать живые организмы теплом и питательными веществами.

Что касается разумной подводной жизни, то она, скорее всего, будет технологически ограничена. "Внутренние океанские миры могут быть заселены на больших расстояниях от звезд, чем миры с внешними океанами. Однако такая разумная жизнь вряд ли будет знать о Вселенной и космических путешествиях, что снижает шансы на ее обнаружение", - заключил ученый.

млечный путь