Покрывало Украину. Почему исчезло крупнейшее озеро

Сацюк Андрій
10 Jun 21:48

Около 34 миллионов лет назад на Земле образовался гигантский водоем, простирающийся от Альпийских гор до Аральского моря в Центральной Азии.

Международная группа ученых исследовала геологию и условия самого большого озера в истории Земли, которое простиралось от Альпийских гор до Аральского моря в Центральной Азии.

В этом огромном водоеме, называемом Паратетис, обитали виды, которые больше нигде не встречались, включая самых маленьких китов в мире. Корреспондент.net рассказывает, как он появился и почему умер.

Дом для миниатюрных версий животных

Когда литосферные плиты столкнулись 12 миллионов лет назад, они не только создали новые горы в Центральной Европе. Они образовали самое большое озеро в мире-Паратетис.

Два новых исследования показывают, как он сформировался и как изменения в окружающей среде привели к появлению слонов, жирафов и других млекопитающих, все еще живущих на нашей планете, пишет журнал Science.

В зависимости от периода и подхода к исследованиям ученые называют этот водоем океаном, морем или озером. Паратеты появились 34 миллиона лет назад. 14-10 миллионов лет назад Паратетис закрылся и превратился в изолированное Сарматское море (от Австрии до Туркменистана, затрагивающее южную часть территории Украины).

Паратетис

Чтобы воссоздать хронологию, палеоокеанограф Дэн Пальчу из Университета Сан-Паулу вместе с коллегами собрал информацию из геологических и палеонтологических источников.

Когда это древнее море занимало максимальную площадь в 2,8 миллиона квадратных километров, оно простиралось от восточных Альп до современного Казахстана. Это больше, чем сегодняшнее Средиземное море, отмечают ученые в журнале Scientific Reports.

По их оценкам, когда-то в этом озере содержалось 1,77 миллиона кубических километров воды, что в десять раз превышает нынешний объем всех пресных и соленых озер вместе взятых.

Но из-за изменения климата озеро значительно уменьшилось в размерах по крайней мере в четыре раза за пять миллионов лет своего существования. В период 7,65-7,9 миллиона лет назад уровень воды в озере упал на 250 метров.

Геомагнитная катастрофа. Что убило неандертальцев

За этот самый длительный период высыхания озеро потеряло треть своей воды и более двух третей своей площади. Из-за этого в его центральном бассейне, который по очертаниям совпадает с сегодняшним Черным морем, резко возрос уровень солености.

Если до периода высыхания соленость Паратетиса была в три раза ниже, чем в современных океанах, то после него она была равна этому уровню.

Из-за таких изменений вымерли многие водные биовиды, в том числе многочисленные виды одноклеточных водорослей и других мелких свободно плавающих организмов. Те существа, которые могли выжить в соленой воде, в том числе некоторые моллюски, населили озеро, когда его размер снова начал увеличиваться в более влажные времена, говорит Пальчу.

Вскоре Паратетис стал домом для огромного разнообразия моллюсков, ракообразных и морских млекопитающих, каких не было больше нигде в мире.

Многие из китов, дельфинов и тюленей, которые жили там, были миниатюрными версиями видов, населявших открытые моря, сказал эволюционный биолог Павел Гольдин, который работает в Институте зоологии Шмальхаузена Национальной академии наук Украины и не участвовал в этой работе.

Один из видов, трехметровый Cetotherium riabinini, был на метр короче современного дельфина-афалины, будучи самым маленьким китом, найденным в отложениях. Карликовость, вероятно, помогла этим животным адаптироваться к условиям усохшего Паратетиса, говорит Голдин.

Изменения климата, которые привели к сокращению озера, также повлияли на эволюцию наземных животных, говорит Мадлен Беме, эволюционный биолог из Тюбингенского университета. Когда уровень воды понизился, новые прибрежные районы превратились в луга, став очагом эволюции.

Кит, который жил в Паратетисе

Недавно Беме и его коллеги изучали геологические материалы из западного Ирана, где осадочные отложения повторяли долгосрочные изменения климата.

Ископаемые находки показывают, что в районах к северу от Паратетиса предки современных овец и коз паслись рядом с примитивными антилопами. А к югу от озера, где сегодня находится западный Иран, в изобилии водились предки современных жирафов и слонов.

6,25-8,75 миллиона лет назад было четыре длительных засушливых периода, и, скорее всего, погодные условия вынудили этих животных мигрировать на юго-запад в сторону Африки, писали Беме и ее коллеги в прошлом месяце в публикации Communications Earth & Environment.

Там они эволюционировали, производя большое разнообразие животных, которыми сегодня славится африканская саванна.

И Паратетису была уготована более печальная участь. Озеро прекратило свое существование 6,7-6,9 миллиона лет назад, когда в его юго-западной части из-за эрозии появился выход воды.

Этот канал, скорее всего, расположенный под Эгейским морем, дал начало короткой реке, которая в конечном итоге достигла Средиземного моря. Но, как говорит Пальчу, это огромное озеро все еще кричало свое последнее "ура". Вода, вытекающая из него по пути к морю, создавала "впечатляющий водопад".

Напомним, что в далеком прошлом Земли появлялись и исчезали не только водные объекты, но и суперконтиненты. Сегодня ученые считают, что они формируются в соответствии с определенными циклами и предсказывают, когда и где может образоваться новый суперконтинент. Об этом в материале меняется Земля.

По материалам: ИноСМИ