Пошатнул небесные своды. Взрыв в порту Бейрута нарушил ионосферу Земли

Якимченко Олександр
19 Mar 14:21

Ученые установили, что ударная волна достигла слоя атмосферы, который примыкает к открытому космосу.

В начале августа 2020 года в порту Бейрута произошел мощный взрыв, в результате которого был разрушен город, погибли сотни человек и еще тысячи получили ранения. Вибрации от взрыва были зафиксированы в разных частях света, но теперь ученые говорят, что инцидент затронул и ионосферу Земли. Об этом сообщает Science Alert.

Последствия взрыва в Бейруте ощущались по всему земному шару, например, датчики в Тунисе и Германии уловили глубокий гул, а сейсмические станции на расстоянии около 550 км зафиксировали колебания.

Теперь выяснилось, что взрыв в Бейруте вызвал сотрясение самых высоких слоев атмосферы. Полученные данные могут быть полезны для мониторинга испытаний оружия, проводимых государствами-изгоями.

Исследователи из Индийского национального технологического института и Университета Хоккайдо в Японии измерили электрические возмущения в ионосфере. Они обнаружили, что взрыв был сравним с воздействием многих извержений вулканов за одну ночь.

"Мы выяснили, что взрыв вызвал волну, которая распространилась в ионосфере в южном направлении со скоростью около 0,8 км в секунду", - говорит Косуке Хеки, ученый из Университета Хоккайдо.

Ионосфера начинается примерно в 50 км над поверхностью Земли и простирается в космос на сотни километров. Окружающая среда характеризуется большим количеством свободно движущихся электронов, которые выталкиваются из молекул газа под воздействием солнечного излучения.

Команда использовала данные Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) в день взрыва для расчета изменений в распределении электронов, которые указывали на наличие акустических волн в газах.

Исследователи сравнили воздействие взрыва в Бейруте на ионосферу с аналогичными шрамами, оставленными серией вулканических извержений в Японии. Взрыв в Бейруте был гораздо мощнее, чем извержение вулкана Асама в центральной Японии в 2004 году.

Создание базы данных акустических сигнатур, которые могут быть обнаружены с помощью ГНСС, дает ученым и властям возможность отслеживать не только геологическую динамику нашего мира, но и другие его аспекты.

Например, сейчас известно, что потребовалось 2700 тонн аммиачной селитры, чтобы произвести взрыв мощностью 1,1 килотонны в тротиловом эквиваленте, что сопоставимо с ядерной бомбой малой мощности.

Способность таких государств, как Иран и Северная Корея, разрабатывать ядерное оружие по-прежнему вызывает озабоченность в отношении долгосрочного глобального мира. Поэтому наличие нескольких способов прослушивания тестовой программы было бы полезно для общей безопасности.

бейрут