Раскрыта тайна странного облака на Марсе

Бобрович Яна
11 Mar 17:00

Европейский космический корабль разгадывает тайны странного длинного облака, которое появлялось в марсианском небе снова и снова в течение многих лет.

Вытянутое облако растянулось над поверхностью Марса в районе вулкана Арчия до горы Олимп, самой высокой горы в Солнечной системе. Странное явление повторяется каждый год во время южного солнцестояния Марса, когда облака формируются и исчезают на Красной планете каждый день в течение 80 и более дней.

Однако, хотя облако не является новым присутствием, его трудно наблюдать в целом из-за изменений в марсианской атмосфере и трудностей наблюдения с орбиты. Однако орбитальному аппарату Европейского космического агентства Mars Express удалось получить детальное изображение необычного облака с помощью специального инструмента: камеры визуального наблюдения (VMC), возможно, более известной под своим прозвищем Mars Webcam. В новом исследовании астрономы, используя эти данные, собирают новые подробности о длинном облаке, включая то, насколько большим оно действительно может быть, а также детали сложной динамики в окружающей его климатической системе.

Первоначально VMC был настроен на обнаружение спускаемого аппарата "Бигль-2", британского спускаемого аппарата на Марс, который был объявлен потерянным и предположительно разбился.

"Однако VMC недавно был реклассифицирован как камера для научных исследований", - сказал Хорхе Эрнандес Берналь, астроном из Университета Страны Басков в Испании и ведущий автор этого нового исследования облаков. "Перепрофилирование VMC позволило нам понять это временное облако таким образом, который иначе был бы невозможен", - сказал Дмитрий Титов, ученый из проекта ESA Mars Express, в том же заявлении о VMC.

Этот инструмент позволяет ученым "отслеживать облака, отслеживать пылевые бури, исследовать облака и пылевые структуры в атмосфере Марса, исследовать изменения полярных ледяных шапок планеты и многое другое", добавил Титов.

Исследователи обнаружили, что самое большое облако имеет около 1800 километров в длину и 150 километров в поперечнике. Облако "орографическое", то есть образуется, когда ветер толкает вверх такие элементы поверхности, как горы (в данном случае Арсия), и является самым большим облаком такого типа, когда-либо виденным на планете.

Облако также очень динамично, они обнаружили, что оно формируется до восхода солнца, а затем быстро расширяется в течение двух с половиной часов. Он может расти с ошеломляющей скоростью более 600 км / ч, прежде чем прекратит расширяться. Затем он отделяется от места образования и растягивается дальше, прежде чем испариться поздним утром. На Земле орографические облака никогда не бывают такими большими, как это марсианское облако, и такими динамичными, что делает их особенно странными.

Теперь, когда исследователи лучше понимают жизненный цикл и закономерности этого явления, им будет легче наблюдать облако.

Напомним, ранее сообщалось, что ученые выяснили причину появления серебристых облаков.

марс