Разгадана тайна появления и исчезновения крупнейшего древнего моря на Земле

Бобрович Яна
14 Jun 02:40

Самое большое в мире море паратетов, прекратившее свое существование около 6 миллионов лет назад, стало очагом эволюции новых видов животных, сохранившихся до наших дней.

Об этом свидетельствуют два новых исследования, проведенных учеными из Университета Сан-Паулу (Бразилия)и Тюбингенского университета, пишет Science. Исследователям, в частности, удалось пролить свет на историю появления и исчезновения водохранилища.

Чтобы воссоздать хронологию, эксперты собрали информацию из геологических и палеонтологических источников. По их данным, 12 миллионов лет назад в результате столкновения литосферных плит образовалось самое большое озеро в мире. Когда Паратетис занимал свою максимальную площадь в 2,8 миллиона квадратных километров, он распространился от восточных Альп до современного Казахстана, говорится в статье в журнале Scientific Reports.

Паратетис прекратил свое существование около 6 миллионов лет назад

По данным ученых, в прошлом в этом водохранилище содержалось 1,77 миллиона кубометров воды, что в десять раз превышает объем всех пресных и соленых озер на Земле.

Однако из-за изменения климата Паратетис значительно уменьшился в размерах за пять миллионов лет своего существования. Из-за высыхания в центральном бассейне озера, которое располагалось на месте современного Черного моря, соленость резко возросла, достигнув уровня солености современных океанов.

В результате вымерли многие виды водных живых организмов, в частности одноклеточные водоросли и другие мелкие свободно плавающие виды. Впоследствии, в более влажные времена озера, Паратетис был населен многими уникальными видами моллюсков, ракообразных и морских млекопитающих.

К северу от Паратетиса обитали предки нынешних коз и овец

И многие из китов, дельфинов и тюленей, которые жили там, были миниатюрными версиями видов, которые жили в открытом море, сказал Павел Гольдин из Института зоологии Шмальхаузена Национальной академии наук Украины, который не участвовал в исследовании. По его словам, карликовость, очевидно, помогла приспособиться к условиям сокращающегося водоема.

Сокращение озера также повлияло на эволюцию животных на суше - новые прибрежные зоны покрылись зеленью, став очагом эволюции. Археологические раскопки в западном Иране показывают, что предки современных коз и овец жили к северу от Паратетиса вместе с примитивными антилопами, а к югу - жирафами и слонами.

На берегах Паратетиса появились жирафы, слоны и многие другие виды животных

Засушливые периоды более 6 миллионов лет назад вынудили этих животных мигрировать в Африку, пишут ученые из Тюбингенского университета в статье для журнала Communications Earth & Environment. Там они эволюционировали, в результате чего появилось большое количество новых животных-сейчас они славятся африканской саванной.

Сам Паратетис прекратил свое существование около 6,7-6,9 миллионов лет назад, когда в его юго-западной части из-за эрозии появился выход воды. Этот канал, предположительно расположенный под Эгейским морем, дал начало реке, которая позже достигла Средиземного моря. Современные Черное, Каспийское и Аральское моря являются остатками Паратетиса.

Ранее ОБОЗРЕВАТЕЛЬ опубликовал 10 интересных фактов о Черном море. Как известно, в результате загрязнения на протяжении десятилетий в ней произошли необратимые изменения в экосистеме.

паратетис