"Самый опасный астероид столетия" исключили из списка угроз для Земли на ближайшие 100 лет

Якимченко Олександр
29 Mar 14:04

После открытия в 2004 году астероид Апофис был идентифицирован как один из самых опасных астероидов, которые могут столкнуться с Землей.

В начале марта Апофис пролетел в 17 млн км от Земли / фото NASA/JPL-Caltech and NSF/AUI/GBO

В начале марта Апофис пролетел 17 миллионов километров от Земли / фото NASA/JPL-Caltech и NSF/AUI/GBO

Радиолокационные наблюдения исключили возможность столкновения астероида Апофис с Землей в 2068 году.

После открытия в 2004 году астероида 99942 Апофис был идентифицирован как один из самых опасных астероидов, способных столкнуться с Землей, пишет НВ со ссылкой на phys.org .

Результаты новой кампании радиолокационных наблюдений в сочетании с точным анализом орбиты помогли астрономам прийти к выводу, что нет никакого риска столкновения Апофиса с нашей планетой по крайней мере в течение столетия.

Апофис имеет диаметр около 340 метров. Он стал известен как астероид, который может представлять серьезную угрозу для Земли, после того как астрономы предсказали, что в 2029 году он пролетит очень близко к Земле. Риск столкновения Апофиса с нашей планетой в 2029 году позже был исключен. Также исключен потенциальный риск столкновения в 2036 году, когда астероид снова пролетит близко к Земле. Однако вероятность столкновения в 2068 году все еще оставалась небольшой.

В ночь с 5 на 6 марта этого года Апофис совершил долгий полет над Землей. Астрономы воспользовались этой возможностью и провели радиолокационные наблюдения, чтобы уточнить оценку своей орбиты вокруг Солнца с наибольшей точностью. Это позволило им безопасно устранить любой риск столкновения в 2068 году и гораздо позже. "Столкновение в 2068 году уже маловероятно, и наши расчеты показывают отсутствие риска столкновения по крайней мере в течение следующих 100 лет",-сказал Дэвид Фарноккья из Центра исследований околоземных объектов НАСА (CNEOS). "Благодаря последним оптическим наблюдениям и дополнительным радиолокационным наблюдениям неопределенность орбиты Апофиса уменьшилась с сотен километров до нескольких километров, как и прогнозировалось на 2029 год. Это значительно улучшило знание его местоположения в 2029 году, что дает больше уверенности в его будущем движении. Так что теперь мы можем исключить Апофис из списка рисков", - подчеркнул астроном.

Получить последние расчеты траектории полета Апофиса астрономам помогла 70-метровая радиоантенна Дальней космической сети НАСА в Голдстоуне (Калифорния, США).

"Хотя Апофис недавно приблизился к Земле, он все еще находился почти в 17 миллионах километров. Даже в этом случае мы смогли получить невероятно точную информацию о расстоянии с точностью около 150 метров", - сказала Марина Брозович, ученый из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL), которая руководила радиолокационным исследованием.

Отмечается, что 13 апреля 2029 года астероид Апофис пролетит на расстоянии менее 32 000 км от поверхности нашей планеты. Это ближе, чем расстояние до геостационарных спутников (более 35 тыс. км). Во время этой встречи в 2029 году Апофис будет виден наблюдателям в Восточном полушарии Земли без помощи телескопа или бинокля.

"Когда я начал работать с астероидами после колледжа, Апофис был моделью опасных астероидов. Есть определенное чувство удовлетворения от того, что он исключен из списка рисков, и мы с нетерпением ждем научных открытий, которые сможем обнаружить во время его близкого приближения в 2029 году", - сказал Фарноккья.

Что известно об астероиде Апофис

Апофис-околоземный астероид, названный в честь древнеегипетского бога хаоса и тьмы. Он был обнаружен в 2004 году в обсерватории Китт - Пик в Аризоне.

Астероид имел высокий риск столкновения с Землей по Туринскому масштабу. После дополнительных исследований уровень угрозы был снижен с четвертого (близкий подход, требующий внимания астрономов) до нулевого (отсутствие опасности).

НАСА оценило количество энергии, которое высвободится, если Апофис столкнется с Землей, в 500 мегатонн. Для сравнения, энергия Тунгусского метеорита оценивается в 10-40 мегатонн, мощного испытания ядерного оружия-в 50 мегатонн, а извержения вулкана Кракатау-в 200 мегатонн.

Вас также могут заинтересовать новости