Суперхищники, а не вегетарианцы. На протяжении 2 млн лет люди питались исключительно мясом

Гуменчук Сергій
05 Apr 11:56

Ученые выяснили, что древние люди перешли на растительную диету только 85 тысяч лет назад.

Ученые из Израиля утверждают, что люди каменного века в течение 2 миллионов лет были супер-хищниками или высшими хищниками, которые питались в основном мясом крупных животных. Об этом сообщает The Times of Israel.

Исследование было проведено Тель-Авивским университетом в сотрудничестве с португальским университетом Минью. Эта работа ставит под сомнение идею о том, что доисторические люди были всеядными и что их пищевые привычки сравнимы с привычками современных людей.

"Наше исследование затрагивает очень серьезные современные противоречия - как научные, так и ненаучные. Мы представляем беспрецедентную по своей широте картину, которая ясно показывает, что люди изначально были высшими хищниками, специализировавшимися на охоте на крупных животных", - говорит один из авторов исследования, профессор Российской академии наук Баркай.

Ранее считалось, что палеолитическая диета людей состояла из овощей, фруктов, орехов, кореньев и мяса. Но новое исследование показало, что только последний пункт в этом списке был в меню пещерных людей. "Для многих людей сегодня палеолитическая диета является критическим вопросом не только по отношению к прошлому, но и по отношению к настоящему и будущему. Трудно убедить современного вегетарианца в том, что его предки были мясоедами, так как люди склонны путать личные убеждения с научной реальностью. Но наши исследования носят междисциплинарный характер", - подчеркивает Баркей.

Исследователи объединили данные по генетике, метаболизму, физиологии, морфологии и археологии, чтобы выяснить, были ли люди каменного века исключительно плотоядными или всеядными. До сих пор попытки реконструировать рацион людей каменного века основывались на сравнениях с обществами охотников-собирателей 20-го века. Однако такое сравнение бесполезно, потому что 2 миллиона лет назад общества охотников-собирателей могли охотиться и потреблять слонов и других крупных животных, в то время как более поздние сообщества не имели доступа к такому разнообразию", - объясняет другой автор исследования Мики Бен- Дор.

Команда исследовала кислотность наших желудков, которая высока даже для хищников, указывая на мясную диету, в которой кислота обеспечивала бы защиту от вредных бактерий.

Они также изучали структуру жира в клетках человека: как и у плотоядных, человеческий жир хранится в больших количествах в жировых клетках, тогда как у всеядных все наоборот.

Кроме того, в качестве еще одного доказательства ученые приводят геном человека. "Генетики пришли к выводу, что некоторые области человеческого генома были настроены на богатую жирами диету, в то время как у шимпанзе они были настроены на богатую сахаром диету", - отмечает Бен - Дор.

Изучение изотопов в костях доисторических людей также указывало на потребление мяса с высоким содержанием жира, вероятно, от крупных животных.

"Скорее всего, как и у современных плотоядных, охота была основной деятельностью человека на протяжении большей части эволюции. Другие археологические свидетельства, такие как орудия для получения и обработки растительной пищи, появившиеся на более поздних стадиях эволюции, также подтверждают центральную роль крупных животных в рационе человека на протяжении большей части человеческой истории",-говорит Бен-Дор.

Исследователи полагают, что люди начали переходить на растительную диету около 85 000 лет назад, возможно, в результате сокращения числа крупных видов животных в качестве источника пищи. "Как обнаружил Дарвин, адаптация видов к получению и перевариванию пищи является основным фактором эволюционных изменений. Таким образом, тот факт, что люди были главными хищниками на протяжении большей части своего развития, может дать представление о биологических и культурных особенностях человеческой эволюции", - заключили ученые.