Царица из бронзового века. В Испании найдена могила древней правительницы и ее сокровища (фото)

Бобрович Яна
12 Mar 14:04

Исследователи считают, что найденное захоронение относится к древней культуре Эль-Агара.

Ученые обнаружили богатое захоронение, которое может пролить свет на одну из самых сложных европейских цивилизаций бронзового века - Эль-Агар. Об этом сообщает Science Alert.

По мнению археологов, это одна из самых роскошных могил бронзового века в Европе. В могиле были найдены останки женщины и мужчины, а также дорогие женские украшения и артефакты. Находка говорит о том, что при жизни покойная имела высокий социальный статус, по сравнению с мужчиной. Исследователи во главе с археологом Висенте Луллом из Автономного университета Барселоны пришли к выводу, что женщины, возможно, играли более важную политическую роль в древней культуре, чем считалось ранее. Найденная могила представляет собой большой керамический сосуд и была найдена на месте археологических раскопок Ла-Альмолойя на Пиренейском полуострове. Сосуд с останками был помещен под пол комнаты, которая могла быть административным залом во дворце.

"В этом большом зале можно было проводить публичные собрания до 50 человек. Мы можем только гадать, были ли эти встречи предназначены для принятия совместных решений или для передачи приказов в рамках иерархической цепочки", - пишут исследователи.

Ученые установили, что мужчина из богатого захоронения умер в возрасте от 35 до 40 лет, а женщина-от 25 до 30 лет. Генетический анализ подтвердил, что они не были родственниками, но умерли примерно в одно и то же время, около 1730 года до нашей эры.Останки, найденные рядом с местом захоронения, принадлежат двум дочерям супругов.

Также на костях мужчины были обнаружены признаки уродства, соответствующие длительной физической нагрузке, возможно, верховой езде. Кроме того, у мужчины были обнаружены следы зажившей черепно-мозговой травмы.

В скелете женщины были обнаружены признаки врожденных аномалий, в том числе отсутствующее ребро, всего шесть шейных позвонков и сросшиеся крестцовые позвонки. Следы на ее ребрах могли быть вызваны легочной инфекцией, которая могла привести к ее смерти.

Супруги были похоронены вместе с 29 предметами, большинство из которых были посеребрены. Большая часть украшений принадлежала женщине - ожерелья, браслеты на руках, шило с посеребренной ручкой и керамические горшки, искусно покрытые серебром.

На руке мужчины был найден серебряный браслет, на шее-ожерелье из семи больших разноцветных бусин, рядом лежал кинжал с серебряными заклепками. Также были найдены два золотых ушных туннеля, вероятно, принадлежащие мужчине.

Но женское головное украшение действительно удивило исследовательскую группу. В погребении был найден серебряный обруч или диадема с серебряным диском, доходившим женщине до лба или переносицы. Дело в том, что подобные тиары были найдены ранее в богато украшенных женских могилах в 19 веке. "Диадемы были символическими украшениями, созданными для господствующего правящего класса",-говорит Кристина Риуэте-Эррада, археолог из Автономного университета Барселоны.

Общий вес серебра в погребальном инвентаре составлял около 230 граммов. По меркам того времени это было несметное богатство, например, в Вавилоне дневная зарплата рабочего составляла 0,23 - 0,26 грамма серебра. Таким образом, мужчина и женщина были похоронены с зарплатой вавилонского рабочего в течение 938 дней. Предыдущие исследования предполагали, что женщины, похороненные в таких богатых могилах, были либо правителями, либо женами правителей. Ученые склоняются к тому, что женщина из последнего захоронения была правительницей. "В арагарском обществе женщин из правящих классов хоронили с диадем, а мужчин-с мечами или кинжалами", - заключили исследователи.

испания