Ученые исследовали структуру льда и открыли новую форму

Якимченко Олександр
19 Feb 05:05

Открытие поможет лучше понять процесс образования льда во внеземных условиях.

Внеземная жизнь - ученые исследовали структуру льда / фото REUTERS

Внеземная жизнь-ученые изучили структуру льда / фото REUTERS

Известно 18 различных форм льда, образующихся как в естественных, так и в лабораторных условиях. Три года назад группа исследователей из Австрии изменила одну из существующих ледяных структур на форму β-XV. Теперь члены этой группы определили его точную кристаллическую структуру, дав ответы на некоторые вопросы, пишет Science alert. Исследователи говорят, что новое открытие поможет лучше понять образование льда во внеземных условиях.

Что является наиболее распространенной формой в природе. Чаще всего - в виде снега или града. Его атомы водорода упорядочиваются только под воздействием высокой температуры.

Некоторое время австрийские ученые работали со льдом VI группы. Эта форма редко встречается в природе - только при критической температуре (ядро Земли или спутник Сатурна Титан). Форма образуется путем охлаждения льда до -143 градусов Цельсия при давлении около 1 гигапаскаля. Изменив этот процесс, несколько лет назад авторы проекта создали еще одну фазу льда бета-XV-увеличив давление до 2 гигапаскалей и понизив температуру до 103 градусов Кельвина.

Тогда ученые использовали "тяжелую" воду, так как обычный водород не имеет нейтронов в ядре. Тогда как в виде "тяжелой воды" водорода существует один нейтрон.

Чтобы определить порядок атомов в кристаллической решетке, ученым пришлось рассеять нейтроны от ядер, чтобы обычные атомы водорода не разрушили ее. Один из ученых добавил несколько процентов обычной воды в "тяжелую" воду, ускоряя процесс. Это позволило команде получить нейтронные данные для построения кристаллической структуры. Как они и думали, он отличался от Ice XV. Это дало основание считать 19-ю фазу ледохода открытой. "Это делает парные связанные фазы первыми известными, имеющими ту же структуру кислородной решетки, но с другим расположением атомов водорода. Это также означает, что впервые можно будет реализовать переход между двумя упорядоченными формами льда в экспериментах", - пояснили авторы исследования.