Ученые нашли окаменелости животных, которым больше 500 млн лет. Фото

Сердюк Анастасія
31 Jan 02:40

Ученые из Смитсоновского института и Музея сравнительной зоологии Гарвардского университета изучили окаменелости членистоногих, возраст которых составляет около 500 миллионов лет. Оказалось, что они содержат нервную ткань, которая удивительно сохранилась.

Об этом сообщило издание Live Science. Отмечается, что окаменелости, представленные в новом исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Nature Communications, были найдены не во время раскопок, а в недрах музейных коллекций.

Эксперты исследовали две окаменелости жукоподобного существа Mollisonia symmetrica, принадлежащего к вымершему роду. Каждый из образцов не превышает размер обычной таблетки - образца из Гарварда длиной около 13 мм и шириной 3,5 мм. Окаменелость из Смитсоновского института имеет длину всего 7,5 мм и высоту 1,7 мм.

Окаменелости, которым 500 миллионов лет, найденные в Смитсоновском институте (слева) и Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета (справа)

Как отметил Николас Страусфельд, регент-профессор кафедры неврологии Аризонского университета, который не принимал участия в исследовании, пока не ясно, как эти окаменелости вписываются в эволюционное древо членистоногих. Дело в том, что ученым удалось выявить нервные соединения, но мозгоподобный пучок нервов, называемый синганглиями, таковым не является. И без этого важного доказательства их связь с другими животными остается неясной.

По словам автора исследования Хавьера Ортеги-Эрнандеса, палеобиолога из Гарвардского университета, в середине головы вместо синганглия был "беспорядок". Ученые могут сказать, что это месиво представляет собой нервную ткань, но ее организация остается загадкой.

Исследователи признают эту неопределенность, но даже само предположение о нахождении нервной ткани у членистоногих кембрийского периода является "большим успехом и редкостью", отмечают они.

Авторы исследования сообщили, что Mollisonia symmetrica имеет простой экзоскелет, состоящий из основного клапана, сегментированного туловища и заднего клапана. Основываясь на исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Nature, в котором описана окаменелость другого вида Mollisonia, ученые предполагают, что у этого членистоногого также было семь пар крошечных придатков, два клыка и шесть пар маленьких конечностей.

Ортега-Эрнандес отметил, что очень редко можно найти окаменелости моллисоний с неповрежденными конечностями. Именно так он объясняет отсутствие придатков у изученных образцов.

Окаменелость из университета Смитсона демонстрирует боковой вид Mollisonia symmetrica.

В одной окаменелости можно увидеть выпуклый глаз на голове членистоногого. Также хорошо виден нервный шнур, проходящий по всей длине живота, с некоторыми нервами, выступающими из нижней части. На втором экземпляре видны два огромных сферических глаза на голове и часть нервного шнура.

Исследователи также сообщили, что они видели в обоих образцах зрительные нервы, идущие от глаз членистоногих к основному телу. Однако, по словам Страусфельда, доказательства этих нервов "неоднозначны", в идеале эти особенности должны быть более четкими.

Как сообщал OBOZREVATEL, в Великобритании археологи обнаружили окаменелости морских существ, живших 167 миллионов лет назад.

Обращение команды OBOZREVATEL