Сердюк Анастасія
14 Dec 19:00

Фото: pixabay.com

Ученые подтвердили теорию относительности благодаря двум пульсарам

Система PSR J0737-3039, которую наблюдали астрономы, расположена в созвездии Кормы. Это два пульсара, вращающихся вокруг общего центра масс.

Астрономы наблюдали за системой PSR J0737-3039 в течение 16 лет и подтвердили общую теорию относительности - Ленце-Тирринга. Соответствующая статья опубликована в научном журнале Physical Review X.

"Мы впервые смогли увидеть, что искривление пространства-времени под воздействием сильных гравитационных полей не только замедляет свет, но и искривляет его, заставляя отклоняться от предыдущей траектории на 0,04°. Ранее астрономам не удавалось отследить поведение света в таких условиях", - сказала Ингрид Стейрс, профессор Университета Британской Колумбии и один из авторов исследования.

Теория относительности гласит, что любой вращающийся массивный объект "закручивает" пространство вокруг себя, что называется эффектом Ленце-Тирринга.

Более того, при большой массе и плотности объекта этот эффект влияет на орбиты и оси вращения любых тел и частиц, которые движутся вокруг него, и в этом случае они отклоняются от обычной траектории.

Расстояние между пульсарами системы PSR J0737-3039 очень мало. Из-за этого их гравитационные поля влияют на частоту излучения и другие их свойства.

Астрономы точно измерили расстояние до этого объекта, определили массы пульсаров и другие их свойства. Это подтвердило "колебания" осей вращения и орбит пульсаров и показало, что скорость и траектория легких частиц, вращающихся вокруг нейтронных звезд, меняются из-за эффекта Ленце-Тирринга.

Фото: journals.aps.org

Система PSR J0737-3039

Напомним, что астрономы обнаружили планету в 11 раз больше Юпитера. Он вращается в большой двойной системе в созвездии Центавра.

Ученые разгадали давнюю тайну пульсаров