Ученые рассказали, сколько на самом деле человеческих видов существовало на Земле

Гуменчук Сергій
25 Jan 18:50

Несколько тысяч лет назад человек не был особенным существом, потому что у него была разнообразная популяция, но сегодня он сократился до одного вида.

Около 300 тысяч лет назад в мире было гораздо больше человеческого разнообразия. Homo sapiens жил рядом примерно с восемью ныне вымершими видами людей, пишет Live Science.

Совсем недавно, 15 тысяч лет назад, мы делили пещеры с другим предком современного человека, известным как" денисовцы " (Homo denisovensis). А окаменелые останки, найденные в разных частях света, указывают на еще большее количество ранних человеческих видов, которые когда-то населяли Землю до появления Homo sapiens. "Теперь у нас есть только один человеческий вид, что довольно странно с исторической точки зрения. Всего несколько тысяч лет назад люди не были особыми существами, потому что у них была разнообразная популяция, но в результате она сократилась до одного вида — нашего собственного", - сказал Ник Лонгрич, эволюционный биолог из Университета Бата в Великобритании.

Так сколько же ранних человеческих видов на самом деле существовало? Когда ученые начинают выяснять, сколько видов людей существовало на нашей планете, это вызывает споры и противоречия, тем более что исследователи продолжают открывать новые костные окаменелости, которые идентифицируются как останки древних людей, принадлежащих к ранее неизвестным видам. Их число растет, и установить точные количественные данные о видах в популяции практически невозможно.

Есть некоторые неоспоримые доказательства существования Homo erectus, но, как оказалось, этот вид на самом деле состоит из нескольких, включая Homo georgicus и Homo ergaster. По мнению исследователей, все дело в определении вида и степени, в которой принимаются вариации внутри вида.

Что такое взгляд?

Раньше было довольно просто определить значение вида: если две особи могут производить плодовитое потомство, то они принадлежат к одному и тому же виду.

Например, чтобы произвести мула, необходимо спаривать лошадь и осла, но сами мулы не могут успешно размножаться друг с другом. Поэтому, хотя лошади и ослы биологически похожи, они не являются одним и тем же видом. Однако последние десятилетия породили споры на эту тему: жизнь также может распространяться бесполым путем, как это делают микробы, образуя новые виды.

Одним из вариантов, образующихся в связи с такими обстоятельствами, является определение организмов одного и того же вида со сходными анатомическими особенностями. Но у него есть и свои недостатки: существуют значительные морфологические различия между полами и даже особями одного и того же вида в разных частях света, что делает этот вариант весьма субъективным.

Чтобы определить разницу между видами, некоторые биологи предпочитают использовать ДНК, и, учитывая современное развитие технологий, они могут сделать это с еще большей точностью. Но, к сожалению, у них нет ДНК каждого древнего человека, например, геном Homo erectus, никогда не был секвенирован.

Ситуация становится еще печальнее, если учесть тот факт, что до 2% ДНК среднестатистического европейца происходит от неандертальцев, а до 6% ДНК некоторых меланезийцев (коренных жителей островов, расположенных к северо-востоку от Австралии в Океании) - от денисовцев. Итак, являемся ли мы отдельным видом от этих предков?

"Некоторые могут сказать, что неандертальцы-это тот же вид, что и Homo sapiens, просто они немного отличаются от современных людей, и скрещивание подтверждает это. Но опять же, определение вида уже давно отошло от простого скрещивания", - сказал Джон Стюарт, эволюционный палеоэколог из Борнмутского университета в Великобритании.

Принимая все это во внимание, некоторые специалисты утверждают, что понятия вида на самом деле не существует. Другие говорят, что однозначного определения вида почти невозможно достичь, но все же стоит приложить усилия, чтобы мы могли осмысленно говорить об эволюции. Вот почему мы сбиты с толку, зная, что понятие вида имеет разные значения для разных людей, что, в свою очередь, вызывает расхождение во мнениях относительно того, сколько видов людей на самом деле существовало.

Это также вопрос о том, что такое сам человек. Чтобы ответить на него, нужно понять слово hominini — большая группа, включающая людей и шимпанзе, восходящая к их общим предкам.

Если согласиться с утверждением, что люди-это все, что появилось после того, как они отделились от древних шимпанзе около 6-7 миллионов лет назад, то мы получим довольно разнообразную группу.

Смитсоновский национальный музей естественной истории перечислил по меньшей мере 20 видов человека, признанных большинством ученых. Он включает в себя Homo sapiens, неандертальцев, индонезийский народ размером с хоббита, Homo erectus и Homo naledi.

В список включены и другие виды, существовавшие ближе по времени к общему предку человека и шимпанзе, а потому более похожие на шимпанзе, чем на современных людей.

Несмотря на свой внешний вид, эти виды все еще известны как ранние люди. "Очень глупо ожидать, что люди, жившие 5 миллионов лет назад, будут похожи на нас. Если Смитсоновский институт говорит, что их 20, то вы можете быть уверены, что разнообразие на самом деле гораздо больше", - сказал Стюарт.

Это происходит потому, что список допускает ошибку при выборе видов, близких к общепризнанным. Например, недавно обнаруженный карликовый человеческий вид Homo luzonensis, известный по нескольким костям, найденным в индонезийской пещере, не включен в список Смитсоновского института. "Ученым еще предстоит раскопать много других ископаемых видов и значительно расширить имеющийся список", - заключил Стюарт.

Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии , — островное государство на северо-западе от континентальной Европы. Единое Королевство Великобритания образовалось в 1707 году вследствие политического объединения королевств Шотландии и Англии; но ещё ранее, в 1603 году, король Шотландии…