Ученые создали подробнейшую карту черных дыр, похожую на звездное небо

Сацюк Андрій
22 Feb 15:49

Используя новый метод исследования, астрономы обнаружили 25 тысяч трудноразличимых объектов.

Новая карта, составленная астрономами, может выглядеть как обычная картина ночного неба, где сверкают тысячи звезд. Но на самом деле каждая из светящихся точек-это активная сверхмассивная черная дыра. Об этом сообщает Science Alert. Каждая из черных дыр, показанных на карте, пожирает материал в сердце галактики в миллионах световых лет от Земли. Астрономы обнаружили 25 тысяч объектов и создали самую подробную на сегодняшний день карту черных дыр на низких радиочастотах. Потребовались годы исследований и наблюдений, чтобы создать карту.

"Это результат многолетней работы над невероятно сложными данными. Нам пришлось изобретать новые методы преобразования радиосигналов в изображения", - говорит Франческо де Гасперен, астроном из Гамбургского университета в Германии.

Когда черная дыра находится в состоянии покоя, она не испускает никакого заметного излучения, что затрудняет ее поиск. Когда черная дыра активно накапливает материал - высасывая его из диска пыли и газа, который вращается вокруг нее,-картина выглядит иначе. Процесс включает в себя интенсивные силы, которые генерируют излучение с несколькими длинами волн, которые можно увидеть на огромных расстояниях.

Что делает новое изображение настолько особенным, так это то, что оно охватывает сверхмалые радиоволны, обнаруженные системой радиотелескопов LOW Frequency ARray (LOFAR) в Европе.

Поскольку LOFAR находится на Земле, системе необходимо преодолеть главное препятствие, которое не влияет на космические телескопы: ионосферу. Это особенно проблематично для сверхнизкочастотных радиоволн, которые могут отражаться обратно в космос. По этой причине ионосфера непрозрачна на частотах ниже 5 мегагерц.

Частоты, проникающие в ионосферу, могут варьироваться в зависимости от атмосферных условий. Чтобы решить эту проблему, команда использовала суперкомпьютеры, работающие по алгоритмам коррекции ионосферных помех каждые 4 секунды. В общей сложности ЛОФАР наблюдал ночное небо в течение 256 часов.

Необходимость корректировки для ионосферы имеет еще одно преимущество: это позволит астрономам использовать полученные данные для изучения самой ионосферы. Ионосферные бегущие волны, мерцание и связь ионосферы с солнечными циклами можно описать более подробно.

Кроме того, дальнейшие исследования могут дать данные о неоткрытых или неисследованных объектах в области ниже 50 мегагерц. "Это позволит нам изучить более 1 миллиона низкочастотных радиоспектров, дающих уникальную информацию о физических моделях галактик, их скоплений и других космических объектов",-заключили авторы исследования.

гамбургский университет