Ученые выяснили, что доисторические художники доводили себя до кислородного голодания, чтобы творить

К такому выводу исследователи пришли, изучив наскальные рисунки, созданные древними людьми тысячи лет назад

Анализируя наскальные рисунки периода позднего палеолита, примерно от 40 000 до 14 000 лет назад, исследователи из Тель-Авивского университета обнаружили, что многие из них расположены в залах или узких проходах глубоко внутри пещерных систем, перемещаться по которым можно только при искусственном освещении. Огонь уменьшил уровень кислорода. Так доисторические художники творили в состоянии гипоксии. Об этом сообщает CNN. В исследовании рассматривались наскальные рисунки в Европе и Мексике и предлагалось объяснение того, почему доисторические художники уходили так глубоко под землю, глубоко в пещерные системы.

Ученые отмечают, что люди раннего палеолита не жили в глубинах пещер, видимо, опасаясь оползней, но рисунки чаще всего находят там, в глубинах, где нет естественного освещения.

Чтобы творить, древние художники брали с собой факелы. Использование открытого огня снижало уровень кислорода и неизменно приводило к гипоксии, что приводило к путанице, дезориентации, галлюцинациям и изменениям поведения, сказал Ран Баркай, профессор доисторической археологии.

"Живопись в этих условиях была сознательным выбором, призванным помочь им взаимодействовать с космосом. Это состояние использовалось для общения с неизвестным", - сказал Баркай.

По словам профессора, пещерные художники думали о скале как о мембране, соединяющей их мир с подземным миром, который они считали местом изобилия. Наскальные рисунки изображают таких животных, как мамонты, бизоны, медведи и горные козлы, и специалисты давно обсуждают их назначение.

Исследователи утверждали, что пещеры играли важную роль в системах верований позднего палеолита, и что картины были частью этой связи. "Не украшение делало пещеры значимыми, а наоборот: значимость выбранных пещер была причиной их украшения", - говорится в исследовании. Баркай также предположил, что наскальные рисунки могли быть использованы как часть своего рода обряда посвящения, если бы присутствовали дети. "Дальнейшие исследования покажут, почему детей водили в эти глубокие пещеры, а также выяснят, смогли ли люди развить устойчивость к низкому уровню кислорода", - отмечают ученые.