Ученые выяснили особенность новых британских штаммов COVID

Бобрович Яна
23 Dec 16:40

Ученые выяснили особенность новых британских штаммов COVID

Фото: Pixabay

Ученые исследовали новые мутации коронавируса

Заразительность второй британской мутации увеличилась на 70-80%. В результате к середине декабря новые штаммы вируса стали доминировать.

Молекулярные биологи из Университета Гонконга изучили два штамма нового типа коронавируса с "британской" мутацией N501Y. Первый из них (501Y) оказался всего на 10-15% более заразным, чем его предшественники, а второй превзошел своего предшественника уже на 70-80%. Предварительные результаты исследования были опубликованы электронной научной библиотекой medRxiv.

Ученые отслеживали, как изменялся геном патогена COVID-19 в последние недели и месяцы, и изучали, как часто раньше происходили штаммы с мутацией N501Y и как быстро они распространялись.

Расчеты подтвердили, что первые такие штаммы появились в Уэльсе в конце августа. С другой стороны, они показали, что мутация N501Y сама по себе мало повлияла на инфекционность SARS-CoV-2, увеличив ее всего на 10-15% по сравнению с доминирующими в Европе коронавирусными вариантами. Поэтому первые варианты "британского" коронавируса впервые появились только у 0,2% пациентов Уэльса.

Гораздо более опасной оказалась вторая версия вируса, в которой из молекул S-протеина были удалены три аминокислоты - ключевая часть оболочки SARS-CoV-2, непосредственно отвечающая за связывание с рецепторами ACE2 и заражение клеток. Из-за их исчезновения инфекционность SARS-CoV-2 с мутацией N501Y возросла примерно на 70-80%. В результате к середине декабря новые штаммы вируса стали доминировать.

Кроме того, исследование показывает, что южноафриканская версия коронавируса с мутацией N501Y никак не связана с его британским вариантом, так как имеет другой набор минорных мутаций. Это говорит о том, что такие изменения в геноме коронавируса часто могут проявляться спонтанно. Это необходимо учитывать как эпидемиологам, так и при разработке и использовании вакцин.

Ранее сообщалось, что дети более уязвимы к новому штамму коронавируса, но нет доказательств, что он более опасен.