Умирающие звезды могут рождать планеты – ученые

Гуменчук Сергій
02 Feb 09:35

Умирающие звезды могут рождать планеты – ученые

Фото: cosmosmagazine.com / Н. Стецки

Диск вокруг двойной звездной системы с признаками формирования планет

Если новое открытие будет окончательно подтверждено, существующие теории формирования планет придется пересмотреть.

Международная группа астрономов во главе с исследователями из Католического университета Левена (KU Левен) обнаружила, что некоторые типы звезд могут образовывать планеты, когда они умирают. Об этом сообщается на сайте учебного заведения.

До сих пор считалось, что в большинстве систем планеты рождаются вскоре после своих звезд-хозяев. Как вы знаете, наше Солнце начало гореть 4,6 миллиарда лет назад, и в течение следующего миллиона лет материя вокруг светила уплотнилась и появился протопланетный диск.

Именно в нем родились планеты, в том числе и Земля, но такие диски из пыли и газа не обязательно окружают только новорожденные звезды. Предыдущие исследования показали, что они также могут развиваться вокруг двойных звезд, одна из которых умирает.

Когда приближается конец для звезды среднего размера (например, Солнца), она выбрасывает внешнюю часть своей атмосферы в космос, после чего медленно угасает как так называемый белый карлик.

В случае двойных звезд гравитационное притяжение второй звезды заставляет вещество, выброшенное умирающей звездой, образовывать плоский вращающийся диск, напоминающий протопланетные диски, наблюдаемые вокруг молодых звезд.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Astronomy & Astrophysics, ученые показали, что диски, окружающие так называемые эволюционировавшие двойные звезды, часто демонстрируют признаки формирования планет.

Во время наблюдений они исследовали 85 двойных звездных систем, и эти явления были обнаружены на инфракрасных изображениях десяти из них.

"В 10% процентов эволюционировавших двойных звезд с дисками, изученных нами, мы видим большую полость в диске. Это признак того, что там плавает что-то, что собрало всю материю в области полости", - сказал первый автор статьи, астроном из КУ Левен Жак Клуска.

Он также добавил, что в таких системах на поверхности умирающей звезды очень мало тяжелых элементов, таких как железо. Это говорит о том, что частицы пыли, богатые этими элементами, были захвачены планетой.

Клуска не исключает, что таким образом вокруг двойных звезд может образоваться несколько планет.

Если наблюдения астрономов окончательно подтвердятся, то нынешние научные взгляды на формирование планет необходимо будет скорректировать.

"Подтверждение или опровержение этого необычного способа формирования планет станет беспрецедентным испытанием для современных теорий", - сказал профессор Ханс Ван Винкель, глава Института астрономии КУ Левен.

Чтобы проверить свою гипотезу, астрономы намерены использовать большие телескопы Европейской Южной обсерватории в Чили.

лёвенский католический университет