В ионосфере Земли произошел космический ураган с дождем из электронов

Якимченко Олександр
02 Mar 10:04

Вихревое "облако" плазмы растянулось на тысячу километров над Северным полюсом планеты.

Над Северным полюсом впервые был зафиксирован космический ураган, который растянулся на 1 тысячу километров и сопровождался дождем электронов. Об этом сообщает Nature.

Ученые смогли подтвердить существование космических ураганов впервые после того, как увидели дождь электронов, падающих в верхние слои атмосферы. Команда, возглавляемая Шаньдунским университетом в Китае, сделала это заявление после анализа вихревой массы плазмы шириной в тысячу километров, найденной в сотнях километров над Северным полюсом.

Наблюдения показали большое циклообразное пятно с центром почти нулевого потока и сильным круговым горизонтальным потоком плазмы, похожим на ураганы в нижних слоях атмосферы.

Космический ураган вращался против часовой стрелки и продолжался около восьми часов, прежде чем рухнуть.

Ученые предупреждают, что такие штормы могут нарушить работу систем GPS, но помогают лучше понять последствия космической погоды. Майк Локвуд, профессор Университета Рединга, говорит, что ураганы могут быть универсальным явлением на планетах и лунах, где есть магнитные поля и плазма.

"До сих пор не было уверенности в существовании космических плазменных ураганов, поэтому доказать их существование таким способом невероятно. Тропические штормы связаны с огромным количеством энергии, а космические ураганы должны быть вызваны необычайно большим и быстрым переносом энергии солнечного ветра и заряженных частиц в верхние слои атмосферы Земли", - отмечает Локвуд. Он также подчеркивает, что плазменные и магнитные поля в атмосфере планет наблюдаются по всей Вселенной, поэтому космические ураганы должны быть широко распространенным явлением. Предыдущие наблюдения обнаружили космические ураганы на Марсе, Сатурне и Юпитере. Последнее открытие-это первое наблюдение космического урагана в верхних слоях атмосферы Земли.

Космический ураган был задокументирован учеными несколько лет назад, но только сейчас исследователи смогли подтвердить природу этого явления.

Команда ученых объяснила, что космические ураганы открывают канал для быстрой передачи энергии из космоса в ионосферу и термосферу, что может нарушить работу спутников, высокочастотной радиосвязи, спутниковой навигации и систем связи.

северный полюс