В марте ракета на скорости 2,6 км/сек врежется в Луну: профессор объяснил, чего ожидать

Гуменчук Сергій
19 Feb 16:00

Не часто удается наблюдать появление нового кратера на Луне, но уже 4 марта подобное явление может быть зафиксировано. По прогнозам, именно в этот день ракета должна упасть на поверхность спутника Земли.

Профессор наук о планетах Дэвид Ротери рассказал Live Science о версиях происхождения этого космического объекта и возможных последствиях столкновения. Стоит отметить, что изначально считалось, что это ракета Falcon 9, принадлежащая компании Илона Маска Space X, которая была запущена еще в 2015 году. Он использовался для транспортировки зонда Климатической обсерватории НАСА (DSCOVR) на расстояние 1,5 миллиона км от Земли.

Однако верхняя ступень ракеты не смогла набрать достаточную скорость, чтобы выйти на независимую орбиту вокруг Солнца, поэтому она осталась дрейфовать в космосе. Это вполне нормальная практика, потому что позже он войдет в атмосферу Земли и сгорит.

Ракетоноситель Falcon 9 от Space X и спутник DSCOVR.

Однако траекторию 14-метрового космического тела было трудно предсказать, поскольку на него одновременно воздействовали гравитационные поля Земли, Луны и Солнца. После 7 лет на околоземной орбите направление ракеты изменилось. Сейчас, по данным ученых, объект направляется к Луне со скоростью 2,6 км/сек. При столкновении с поверхностью образуется кратер диаметром около 20 метров.

Впоследствии выяснилось, что это может быть вовсе не ракета Falcon 9. Как сообщал CNN, НАСА теперь считает, что на самом деле космический объект, летящий на Луну, является китайской ракетой-носителем Long March 3C. Эта ракета использовалась еще в 2014 году для отправки беспилотного космического корабля на орбиту Луны.

"Анализ, проведенный Центром исследований околоземных объектов Лаборатории реактивного движения НАСА, показывает, что объект, который, как ожидается, упадет на дальнюю сторону Луны 4 марта, вероятно, является китайским ракетным ускорителем Чанъэ 5-Т1, запущенным в 2014 году", - говорится в заявлении НАСА.

Независимый исследователь, специализирующийся на орбитальной динамике и разработчике астрономического программного обеспечения Билл Грей, который идентифицировал ракету как Falcon 9 в 2015 году, признал ошибку после общения с Джоном Джорджини из Лаборатории реактивного движения НАСА.

" Джон отметил, что система Horizons JPL показала, что траектория космического корабля DSCOVR не проходит особенно близко к Луне. Было бы немного странно, если бы вторая ступень прошла мимо Луны, в то время как DSCOVR находился в другой части неба. Всегда есть какое-то разделяющее расстояние, но оно было подозрительно большим", - признался Грей.

Китайский космический аппарат Chang'e 5-T1 ракетоноситель Long March 3C.

Ожидается, что ступень ракеты столкнется с Луной в 14.26 по киевскому времени 4 марта, но место столкновения расположено на обратной стороне спутника Земли, поэтому ученые не смогут наблюдать этот процесс. Вполне вероятно, что ракета после падения разлетится на осколки и образует кратер размером до 20 метров.

Новость о падении ракеты на Луну сразу же вызвала возмущение в социальных сетях. Пользователи считают, что из-за человеческой безответственности поверхность спутника Земли разрушается и загрязняется.

Однако эксперты говорят, что подобные заявления беспочвенны, поскольку спутник Земли не имеет защищающей его атмосферы, а на поверхности космического тела уже насчитывается около полумиллиарда кратеров диаметром 10 метров. Кроме того, ракета является экологически чистой, поэтому ученые успокаивают, что беспокоиться не о чем.

Однако возникает другая проблема - биологическое загрязнение. Микробы и бактерии, занесенные людьми в будущем, могут быть ошибочно приняты за признаки существования жизни на Луне. Большинство стран подписали протоколы планетарной защиты КОСПАР, направленные на минимизацию риска передачи биологического загрязнения с Земли на другое космическое тело.

Дело в том, что Falcon 9, как и китайская ракета, не были стерильными, хотя на них не было биологического груза. Однако, учитывая, что с момента запуска ракеты прошло 7 лет, что сводит к минимуму риск загрязнения Луны, эксперты отмечают, что человечество должно предотвращать подобные случаи.

Космический аппарат Beresheet и тихоход – один из самых живучих организмов на Земле.

Ярким примером нарушения КОСПАР можно назвать инцидент, произошедший с израильским лунным аппаратом Beresheet в 2019 году. Он разбился на поверхности спутника Земли, и на борту находились образцы ДНК и тысячи медленно движущихся организмов длиной в полмиллиметра, которые способны выживать в вакууме, хотя и не в активном состоянии.

Существует вероятность того, что микробы в их внутренностях рассеяны на месте крушения. Вероятность того, что они окажутся в месте с достаточным количеством воды, чтобы возродиться, достаточно мала, но риск все еще остается.

Как сообщал OBOZREVATEL, ученые обнаружили возможное объяснение одной из главных загадок американской миссии "Аполлон". Некоторые образцы лунных пород образовались внутри мощного магнитного поля, которого не могло быть у спутника Земли.

луна