В шаге от прорыва. Что известно о первых лекарствах против ковида, которые уже тестируют на людях

Стадник Олена
12 Apr 15:41

Россия запатентовала назальное лекарство от коронавируса-МИР-19. Фото: freepik

Российские ученые запатентовали первое в мире лекарство от коронавируса, которое называется "МИР-19". Он воздействует на вирус, а не устраняет симптомы заболевания, подчеркнули в Российской Федерации.

Препарат вводят через нос больного или ингаляционно. То есть можно обойтись и без уколов.

Патент был выдан Институту иммунологии Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России. Однако полноценные клинические испытания препарата так и не были проведены - закончилась только первая фаза. А впереди еще испытания на людях.

Учитывая, что Российская Федерация первой в мире зарегистрировала вакцину против коронавируса и начала вакцинировать ею население, мы решили выяснить, что известно о новом препарате. Который, как говорят в России, совершит революцию в лечении"чумы XXI века".

Однако уже известно, что не только россияне находятся на пороге открытия лекарства от Covid-19. Американцы начали подобные испытания в конце марта. То есть в мире назревает революция в этой области.

МИР-19. Ключевые факты

"МИР-19"-это противовирусный препарат, направленный конкретно на ТОРС-КоВ-2.

Как говорят создатели, он работает на основе микро-РНК. Собственно, название препарата-это аббревиатура слов "малая интерферирующая РНК". РНК-интерференция-это на простом языке означает подавление гена.

Этот процесс играет важную роль в борьбе организма с любыми вирусами вообще. Но, видимо, ученые из России научились направлять этот процесс против "короны".

Как уже говорилось, препарат блокирует способность вируса к размножению и тем самым защищает инфицированных от тяжелого течения covid: острых респираторных синдромов и пневмонии.

Инициатором и автором разработки выступила команда из десяти ученых во главе с нейрофизиологом, главой ФМБА Вероникой Скворцовой-бывшим министром здравоохранения России. Она была назначена на должность научного отдела в ноябре 2020 года - то есть в разгар пандемии.

В интервью авторитетному европейскому журналу Allergy ученые рассказали об их разработке. Скворцова назвала МИР-19 "уникальным и безопасным". По ее словам, препарат не влияет на геном человека и иммунитет.

Журнал также опубликовал экспериментальные протоколы оценки противовирусной эффективности препарата. Препарат на основе молекул миРНК вводили в аэрозолях в дозах 0,7, 1,96 и 5,6 мг/кг. На фото видно, как меняется структура вируса после введения.

Насколько готов "МИР"?

В настоящее время в России завершен первый этап клинических испытаний препарата - на животных. Это доказало безопасность и хорошую переносимость препарата, говорят ученые. Сейчас они приступают ко второму этапу исследований-среди людей с SARS-CoV-2.

О том, что этот препарат уже в пути, сообщалось в начале марта.

Тогда директор Института иммунологии ФМБА Муса Хаитов сообщил, что ученые уже 15 лет разрабатывают препараты, основанные на механизме РНК-интерференции.

То есть такие препараты, как МИР-19, не новы. Их формулировка разработана с использованием программного обеспечения, которое выбирает 15 тысяч исходных вариантов на основе различных малых интерферирующих молекул РНК. Затем число сокращается до 15 вариантов молекул. С них начинается доклинический этап работы.

После этого создается двухкомпонентный препарат, который проходит доклинические испытания: в культуре клеток и на грызунах.

Параллельно проводятся исследования токсичности препарата и его безопасности. "Препарат относится к классу малотоксичных соединений, то есть абсолютно безопасен", - сказал директор Института иммунологии.

Хаитов тогда объяснил, что препарат можно вводить практически на любой стадии заболевания.

Таблетки Pfizer

На данный момент не существует зарегистрированных лекарств для лечения COVID-19. Нет никаких одобренных ВОЗ или рекомендованных таблеток или лекарств.

Ковид сейчас лечат хорошо известными препаратами, созданными еще до начала пандемии. И с переменным успехом они облегчают симптомы болезни.

В то же время разработка реальных препаратов против "короны" идет полным ходом. Чуть раньше россиян - 23 марта - Pfizer объявила о клинических испытаниях своего препарата под рабочим названием PF-07321332.

Именно она стала второй в мире после Российского института Гамалеи по созданию вакцины против коронавируса.

По данным Pfizer, люди начали тестировать таблетки, которые ингибируют (то есть замедляют) протеазу - важный фермент для жизнедеятельности коронавируса. Проще говоря-блокирование способности вируса к размножению.

По словам президента компании по международным исследованиям Микаэля Дольстена, если тесты пройдут успешно, таблетку можно будет принимать при первых признаках заболевания, еще до госпитализации.

Теперь препарат будет тестироваться на взрослых. Pfizer также тестирует аналогичный препарат внутривенно.

Интересно, что 30 марта ученые из Любекского университета объявили о подобном лечении коронавируса. Они сказали, что создали спрей, который может, как и Pfizer, ингибировать основную протеазу вируса, которая отвечает за размножение, называемую Mpro.

Он участвует в механизме размножения коронавируса. Исследователи из Любека успешно протестировали этот ингибитор на мышах и клеточных культурах. Но, как уже говорилось, не против нынешнего Sars Cov 2, а против других коронавирусов. "Если мы сможем заблокировать основную протеазу, мы сможем предотвратить репликацию вируса", - сказал профессор Рольф Хильгенфельд, руководитель исследования.

При этом он отметил, что на создание препарата на основе ингибитора уйдет несколько лет. В то время как российская ФМБА и американская Pfizer явно нацелены на более короткие сроки.

То есть можно с уверенностью сказать, что первые перспективные препараты от коронавируса начали тестироваться на людях. И это очень обнадеживает.

россия