Вечная мерзлота Сибири таит в себе метановую "бомбу" – исследование

Гуменчук Сергій
08 Aug 03:42

Ученые выяснили, что волна жары в 2020 году привела к резкому увеличению выбросов метана при таянии горных пород в вечной мерзлоте Арктики.

Это явление гораздо опаснее, чем выброс метана из тающих болот в вечной мерзлоте Сибири, известный как" метановая бомба", пишет The Washington Post со ссылкой на исследование, опубликованное в Трудах Национальной академии наук.

Если таяние болот высвобождает "микробный" метан из разложившейся почвы и органического вещества, то таяние известняка или карбонатной породы высвобождает углеводороды и газовые гидраты из резервуаров под и внутри вечного ледяного слоя, что делает его "намного более опасным", чем считалось ранее.

Жара привела к резкому росту выбросов метана из тающих горных пород Арктики

В частности, Николаус Фройцхайм из Института геологических наук Боннского университета и двое его коллег использовали спутниковые карты для измерения уровня выбросов метана на полуострове Таймыр и в северном регионе Сибири.

Как говорится в исследовании, на этих участках практически нет почвы и растительности, поэтому на поверхность выходит известняк. Из-за нагрева в породе образуются трещины и карманы, дающие выход накопившемуся внутри метану.

Ученые измерили уровень выброса метана на полуострове Таймыр и северном регионе Сибири

По данным геологов, концентрация метана увеличилась примерно на 5% и сохранялась до весны 2021 года, хотя в этот регион вернулись холода и снегопады.

Крупнейшими источниками метана являются сельское хозяйство и утечка в Пермском бассейне Соединенных Штатов. Однако, как отмечает Фройцхайм, говоря о вечном льду,"возникает вопрос, какими будут выбросы", и ученые пока не могут дать на него ответ.

Вечная мерзлота также может блокировать газовые гидраты - кристаллические частицы льда, содержащие большое количество метана. Когда температура повышается, они могут быть взрывоопасными.

Из-за нагревания в горной породе образовываются трещины и карманы, давая выход скопившемуся внутри метану

По данным исследователей, газовые гидраты в вечном льду нашей планеты содержат 20 гигатонн углерода. Это не так много по сравнению со всем углеродом вечной мерзлоты, но нагрев может спровоцировать разрушительные выбросы метана из горных пород.

Ученые считают необходимым дополнительно контролировать выбросы метана. "Мы знаем, что волна жары была реальной, но без дополнительных данных в течение нескольких лет невозможно определить, вызвала ли она выброс метана", - объяснил Тед Шур из Университета Северной Аризоны.

Как сообщал ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, ранее ученые разгадали тайну огромных кратеров, образующихся в вечной мерзлоте Сибири. С помощью беспилотной фотосъемки им удалось исследовать один из них, расположенный на полуострове Ямал.

сибирь

Обширный географический регион на севере Азии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока — водораздельными хребтами, идущими вдоль Тихого океана, с севера — Северным Ледовитым океаном, с юга — государственной границей России. Вошла в состав России в XVI—XVII веках

арктика

Единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами , а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тунд…

the washington post

Американская ежедневная газета. Издаётся в городе Вашингтоне

proceedings of the national academy of sciences

Ведущий американский журнал для публикации оригинальных научных исследований в различных областях, главным образом в биологии и медицине, а также по физике и социальным наукам. Официальный орган Национальной академии наук США

боннский университет

Один из самых крупных и известных университетов Германии.

таймыр