Впервые за десятилетия был изучен неуловимый 99-й химический элемент

Сацюк Андрій
04 Feb 14:41

Исследователям удалось создать и сохранить Эйнштейний, открытый в 1952 году. Впервые ученым удалось детально изучить эйнштейний - один из самых неуловимых и тяжелых элементов периодической системы. Об этом сообщает LiveScience.

Это достижение приближает химиков к открытию так называемого "острова стабильности", где обитают некоторые из самых крупных и короткоживущих элементов.

Министерство энергетики США впервые обнаружило эйнштейний в 1952 году при испытании первой водородной бомбы. Этот элемент не встречается в природе и может быть получен только в микроскопических количествах с помощью специализированных ядерных реакторов. Его также трудно отделить от других элементов, он очень радиоактивен и быстро распадается, что значительно усложняет исследования.

Ученые из Национальной лаборатории Лоуренса Беркли при Калифорнийском университете недавно создали 233-нанограмм образец чистого эйнштейния и провели первые эксперименты с 1970-х годов. Эйнштейний находится в нижней части периодической таблицы и образуется путем бомбардировки целевого элемента, в данном случае кюрия, нейтронами и протонами для создания более тяжелых элементов. Команда использовала специализированный ядерный реактор в Национальной лаборатории Ок-Риджа. Лаборатория-одно из немногих мест в мире, где можно производить эйнштейний.

"Это очень небольшое количество материала. Вы не можете видеть его, и единственный способ узнать, что он работает,-это его радиоактивный сигнал", - говорит соавтор исследования Кори Картер.

Однако получение эйнштейния-это только половина задачи. Следующая проблема-найти место для его хранения.

Период полураспада эйнштейния-254 составляет 276 дней. Он распадается на берклий-250, который обладает очень разрушительным гамма-излучением. Исследователи из Национальной лаборатории Лос-Альмос в Мексике разработали специальный держатель для образцов с 3D-печатью, который содержит эйнштейний и защищает ученых в лаборатории от опасного излучения.

Однако распад элемента создавал и другие проблемы для исследователей.

"Он (элемент, - ред.) постоянно распадается, поэтому при его изучении ежедневно теряется 7,2% массы элемента. Вы должны учитывать это при планировании экспериментов", - добавил Картер.

Новое исследование " закладывает основу для проведения химических исследований в очень малых объемах. Наши методы позволят другим раздвинуть границы, изучая другие элементы таким же образом", - заключили авторы исследования.