Взрыв в Бейруте был настолько сильным, что нарушил ионосферу Земли

Якимченко Олександр
19 Mar 13:00

Взрыв был зафиксирован даже на большом расстоянии.

В начале августа прошлого года жители ливанского порта Бейрут с ужасом наблюдали, как один из крупнейших неядерных взрывов, вызванных человеком, вырвал кусок из их города, оставив сотни погибших, тысячи раненых и сотни тысяч бездомных.

Его сотрясение ощущалось по всему земному шару - датчики даже в Тунисе и Германии уловили глубокий гул, а сейсмические станции на расстоянии около 500 километров зафиксировали его сотрясение.

Теперь выясняется, что взрыв в Бейруте вызвал сотрясение самых высоких слоев атмосферы, и полученные данные могут послужить основой для будущих усилий по мониторингу испытаний оружия, проводимых государствами-изгоями.

Исследователи из Индийского национального технологического института в Руркеле и Университета Хоккайдо в Японии измерили электрические возмущения в ионосфере, обнаружив, что взрыв был сопоставим с воздействием многих вулканических извержений. "Мы обнаружили, что взрыв вызвал волну, которая распространилась в ионосфере в южном направлении со скоростью около 0,8 км в секунду", - говорит Косуке Хеки, ученый-планетолог из Университета Хоккайдо.

Ионосфера, которая начинается примерно в 50 км над головой и простирается в космос на сотни километров, характеризуется большим количеством свободно движущихся электронов, которые выталкиваются из молекул газа солнечным излучением.

Команда использовала фазовые вариации в микроволновых передачах, посланных Глобальной навигационной спутниковой системой (ГНСС) в день взрыва, чтобы вычислить изменения в распределении электронов, которые, в свою очередь, указывали на присутствие акустических волн в газах.

Это трюк, который ученые использовали с момента появления таких спутниковых сетей в 1990-х годах, измеряя рябь, проходящую через верхние слои нашей атмосферы, чтобы отметить слабые следы чего-либо от вулканов до незаконных ядерных испытаний . Одна из первых экспериментальных попыток использовать технологию спутника глобального позиционирования (GPS) для измерения наземных взрывов произошла в середине 1990-х годов, когда ученые воспользовались тремя мощными подземными взрывами на угольной шахте в Вайоминге, США, чтобы изучить реакцию ионосферы. .

Однако найти слабые следы взрыва в Бейруте в данном случае не обошлось без особой удачи. Поскольку событие происходит рано вечером и ближе к закату, ионосферные неоднородности, называемые экваториальными пузырьками плазмы, могут полностью маскировать сигнал. К счастью, в то время не было никаких признаков появления этих пузырьков, что дало ученым относительно четкое изображение взрывной волны, скользящей через верхние слои атмосферы со скоростью звука.

Исследователи сравнили воздействие Бейрутского взрыва на ионосферу с аналогичными шрамами, оставленными рядом недавних извержений вулканов в Японии, и нашли его более или менее сопоставимым. В случае извержения вулкана Асама в центральной Японии в 2004 году взрыв в Бейруте был гораздо мощнее.

Хотя этот взрыв был немного слабее, чем 1,5-килотонные взрывы, исследованные все эти десятилетия назад на шахте в Вайоминге, тот факт, что этот взрыв был обнаружен на поверхности Земли, дал ему беспрепятственный путь в небо с выделением энергии, ясно видимой в данных.

Создание базы данных акустических сигнатур, которые могут быть обнаружены с помощью ГНСС, дает ученым и властям возможность отслеживать не только геологическую динамику нашего мира, но и его политические противоречия.

Теперь мы знаем, что потребовалось 2700 тонн аммиачной селитры-удобрения, также широко используемого в качестве ингредиента для взрывчатых веществ, - чтобы произвести то, что, по расчетам, эквивалентно взрыву 1,1 килотонны в тротиловом эквиваленте, что сопоставимо с ядерной бомбой малой мощности. .

Способность таких государств, как Иран и Северная Корея, продвигаться к ядерному оружию остается проблемой для долгосрочного глобального мира, поэтому наличие ряда умных способов прослушивания программ испытаний не будет сбиваться с пути.

Для жителей Бейрута разрушения, вызванные бомбардировкой порта в 2020 году, - это всего лишь еще одно оскорбление, нанесенное в довершение экономического кризиса и бедствия пандемии коронавируса . Это событие больше нигде не повторится; узнав все, что мы можем о его влиянии, мы можем гарантировать, что оно не повторится.

Напомним, ранее сообщалось, что водитель случайно запечатлел на видео грандиозный взрыв трансформатора.

бейрут