Котировки

Антикоррупционная петля. Зачем Зеленский хочет вернуть себе право назначать главу НАБУ и уволят ли Сытника

Сацюк Андрій
Общество
16 Mar 16:26   

Рада даст президенту полномочия назначать и увольнять руководителей НАБУ и ГБР. Верховная Рада в очередной раз вернулась к "антикоррупционной" теме, которая сейчас является одним из главных камней преткновения в отношениях украинского правительства с США и МВФ.

Запад хочет усилить свой контроль над вертикальными антикоррупционными органами НАБУ-САП-Высшим антикоррупционным судом.

Зеленский пытается хоть немного расширить свое влияние, но при этом идет на косметические уступки требованиям"западных партнеров".

Итак, сегодня депутаты проголосовали за направление в Конституционный суд Украины проекта изменений в Конституцию, которые вернули бы президенту (с согласия парламента) право назначать директоров НАБУ и ГБР.

Кроме того, в Парламенте есть правительственный законопроект, который предусматривает автоматическое увольнение с занимаемой должности главы НАБУ Артема Сытника, которого считают подконтрольным американцам.

В дополнение к этому проекту парламентарии по инициативе президента планируют ужесточить уголовную ответственность за неправдивое декларирование или умышленное непредставление декларации, чего также требует Запад.

Но в целом диспозиция вряд ли удовлетворит МВФ и США, а значит, их противоречия с Банком будут углубляться.

Детали этого процесса анализируются "Страной".

Убрать Сытника из НАБУ

Прошлой осенью Конституционный суд Украины принял несколько важных решений, касающихся антикоррупционной политики.

Во-первых, суд признал незаконным указ бывшего президента Украины Петра Порошенко о назначении Артема Сытника на должность директора НАБУ, а также счел неконституционным право президента утверждать главу Бюро, которое прописано в законе о НАБУ.

Многие авторитетные юристы расценили решение Конституционного суда по Сытнику как полноценную возможность для его увольнения. Но за шесть месяцев до этого так и не дошло. Сказалось давление Запада, требовавшего оставить Сытника на его месте.

Это продолжается и сейчас. Буквально накануне американское издание Politico процитировало сенатора Криса Мерфи (демократ из Коннектикута), который заявил, что для того, чтобы убедить Конгресс продолжать поддерживать Украину, необходимо провести реформы" дать НАБУ полномочия, и Сытник должен иметь возможность действовать самостоятельно"."

Однако концепция Банка иная. Столкнувшись с растущим давлением Запада, они пытаются хоть немного ослабить свою хватку, устранив наиболее одиозных представителей своего лобби.

С одной стороны, проводится конкурс на руководителя САП (структуры, контролирующей работу следователей НАБУ), в которую Администрация президента хочет продвинуть своего человека.

С другой стороны, активизировалась работа по увольнению Сытника, у которого уже накопилось немало вопросов и чисто профессионального характера, начиная от того, что он сам попал в коррупционный скандал и был официально признан судом коррупционером, и заканчивая общим провалом антикоррупционной работы, которая не имеет реального успеха.

Еще в феврале в Парламенте был зарегистрирован законопроект, согласно которому нынешний глава НАБУ прекратит свои полномочия после вступления закона в силу.

Право назначения руководителя Бюро было передано Правительству. Для этого было предложено создать конкурсную комиссию по отбору главы бюро, в которую войдут три члена от СНБО, три члена - от правительства и еще три члена также от правительства, но по предложению международных партнеров-доноров, которые оказывали Украине техническую помощь в борьбе с коррупцией. Решение принимается не менее чем 5 голосами.

Но буквально вчера Кабинет министров отозвал этот проект и вместо него ввел обновленный.

Он сократил численность конкурсной комиссии до 6 человек-3 от СНБО и 3 от Кабинета Министров назначает из числа международных экспертов. Решение будет принято 4 голосами.

Кроме того, Кабинету министров разрешено уволить директора НАБУ, если за это проголосуют 2/3 членов правительства.

Ну, главное, что переходные положения все-таки содержат положение о том, что нынешний директор НАБУ уходит в отставку с момента вступления этого закона в силу. Причем эта норма была выписана еще более четко, чем в предыдущей редакции.

То есть, с одной стороны, они пошли навстречу Западу, расширив полномочия своих представителей (хотя даже в этом случае они не смогут самостоятельно определить победителя конкурса без поддержки хотя бы одного представителя СНБО).

С другой стороны, они все еще хотят уволить Сытника.

И это еще не все.

В то же время президент намерен вернуть избранные Конституционным судом полномочия по назначению и освобождению от должности руководителей НАБУ и Службы государственной безопасности, внеся соответствующие положения в Конституцию.

Депутаты сегодня направили законопроект об этом в КГУ на экспертизу.

Однако наши источники в" Слуге народа "говорят, что это "обходной маневр", чтобы отвлечь внимание от "направления главного удара" - принятия законопроекта Кабмина. "Изменения в Конституции-это очень долгая история. Кроме того, тогда вам все равно нужно будет принять для этого новый закон. А принятие законопроекта Кабмином будет иметь практические последствия буквально сразу-Сытник будет уволен. Поэтому сейчас этот закон будет рассматриваться", - говорит источник.

"Проект изменений в Конституцию-это взятка парламенту в чистом виде, раньше Рада не принимала участия в назначении глав НАБУ и Госбезопасности, а теперь хочет получить такое влияние. Одобрит ли КС этот проект - важный вопрос. Суд не принял ни одного решения после начала кризиса и отстранения от должности главы суда Александра Тупицкого. С одной стороны, замглавы суда Сергей Головатый уже лоялен президенту, на него даже давить не надо. Хотя после решения СНБО по делам о голосовании за Харьковские соглашения он тоже может попасть под этот каток, потому что голосовал за него. С другой стороны, у него нет веса и влияния, чтобы полностью руководить судом и добиваться важных решений от судей", - считает Бортник.

Заявители в этом году не пойдут в тюрьму

Еще интереснее ситуация с попыткой вернуть тюремный срок за ложные сведения в декларациях.

Напомним, что в октябре прошлого года Конституционный суд признал Неконституционной уголовную ответственность за ложные декларации, что вызвало возмущение на Западе и масштабный кризис в отношениях между Конституционным судом и президентом, который даже пытался уволить судей руками Рады (хотя до этого так и не дошло).

В декабре депутаты вернули уголовную ответственность, но в усеченном виде-без лишения свободы. Президент подписал закон. Но такой" либерализм " возмутил Запад, и вскоре Зеленский внес новый законопроект № 4651, который вернул тюремный срок.

Законопроект предусматривает ограничение свободы на срок до 2 лет и штраф в размере от 3000 до 4000 необлагаемых минимумов доходов граждан, если декларанты "забыли" указать активы и недвижимое имущество в размере от 500 до 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Если стоимость незадекларированного имущества превышает 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, декларант может получить 2 года лишения свободы или штраф в размере от 4000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан. Однако даже если этот проект будет принят, он вряд ли затронет заявителей этого года. Дело в том, что успеть проголосовать за этот законопроект в двух чтениях практически невозможно (согласно Регламенту, срок подачи поправок ко второму чтению составляет 14 дней). А крайний срок подачи деклараций за прошедший год-31 марта.

Как пояснил "Стране" адвокат Ростислав Кравец, закон обратной силы не имеет, а значит, если он будет принят и вступит в силу после окончания этого срока подачи деклараций за прошедший год, привлечь нарушителей по этому закону будет невозможно. Более того"Слуга народа" уже придумал, как еще надежнее обезопасить себя от тюрьмы за предоставление ложных сведений в декларациях. Депутат Александр Бакумов (фракция"Слуга народа") уже предложил направить проект на анализ в Венецианскую комиссию. Таким образом, проект не будет поставлен на голосование в Верховной Раде до тех пор, пока комиссия не даст свое заключение по этому документу. А это может задержать голосование еще на несколько месяцев. Собеседник в президентской фракции в разговоре с "Страной" отмечает, что депутаты не хотят голосовать за этот проект, поскольку считают, что уголовная ответственность за ложные декларации-это крючок, на котором подконтрольные Западу антикоррупционные структуры смогут удержать кого угодно. "Поэтому окончательное голосование по этому проекту состоится не скоро", - прогнозирует источник.

Однако это означает, что прогресса по кредиту МВФ, как и" звонка от Байдена", тоже придется ждать долго. Намерены ли власти проводить свою политику без западных советов или надеются, что Запад пойдет на уступки в своих требованиях-вопрос открытый

набу

В аккадской мифологии бог мудрости, покровитель писцового искусства, писцов и каллиграфов. Почитался в городе Борсиппа, пригороде Вавилона

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

доллар сша

Денежная единица США, одна из основных резервных валют мира. 1 доллар = 100 центов

международный валютный фонд

Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США. 190 стран являются членами МВФ, в его структурах работают 2500 человек из 133 государств мира

запад

Сторона света, противоположная востоку. Первоначально это слово обозначало «закат», так как Солнце на закате всегда находится приблизительно на западе, кроме приполярных и полярных широт

национальное антикоррупционное бюро украины

конституционный суд российской федерации

украина

раде

сытник артём

страна

международный уголовный суд

порошенко пётр

politico

мёрфи крис

коннектикут

сап

совет национальной безопасности и обороны украины

слуга народа

тупицкий александр

головатый сергей

радио

путин владимир

венецианская комиссия