Национальное агентство по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и иных преступлений (АРМА) объявило о начале конкурсного отбора управляющего арестованным участком нефтепродуктопровода Самара - Западное направление (НПП), принадлежащего ООО "Прикарпатзахидтранс", сообщает пресс-служба АРМА. "Поскольку речь идет о стратегически важном объекте, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования, в частности, наличие лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на территории Украины, а также не менее пяти лет опыта соответствующей деятельности", - сказал глава АРМА Виталий Сигидин, которого цитирует пресс-служба.
По его словам, документы на участие в конкурсе будут приниматься до 9 апреля включительно.
Как сообщалось, 23 февраля 2021 года Высший антикоррупционный суд постановил арестовать и передать в управление АРМА все имущество и инфраструктуру стратегического нефтепровода СЗН. До определения победителя конкурса объект находится на хранении ОАО "Укртранснафта".
Участок нефтепродуктопровода Самара-Западное направление протяженностью около 1,1 тыс. км предназначен для перекачки дизельного топлива из России и Белоруссии как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу, в частности в Венгрию. Проектная мощность магистрали составляет 3,5 млн тонн в год.
Украинский участок СЗН до недавнего времени принадлежал ООО "Прикарпатзахидтранс". До 2016 года компания являлась структурным подразделением "Транснефтепродукта" российской "Транснефти". В феврале 2016 года "Транснефть" продала "Прикарпатзахидтранс" компании Swiss International Trading Partners AG.
В марте 2019 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) разрешил производственному унитарному предприятию "Нефтебитум завод", принадлежащему крупному частному белорусскому нефтетрейдеру "Интерсервис", получить контроль над "Прикарпатзахидтрансом". В настоящее время "Прикарпатзахидтранс" принадлежит Нефтебитум-ному заводу (51%), Международным торговым партнерам (48%) и Анатолию Шеферу (1%).
Газопровод был построен еще в советское время и после провозглашения независимости Украины должен был стать собственностью государства на основе правопреемства, как магистральный газопровод. При этом дочернее предприятие российского АК "Транснефтепродукт" не передало его в собственность Украины. В 2011 году Хозяйственный суд Ровенской области признал право собственности на часть земельного участка, проходящего по территории Украины, а Апелляционный и Вышестоящий Хозяйственные суды в 2014-2015 годах подтвердили это решение.
Однако в 2015 году Хозяйственный суд Ровенской области отменил это решение в связи с якобы вновь открывшимися обстоятельствами. Позже, в 2017 году, тот же суд признал право собственности на часть нефтепродуктопровода за ООО "Прикарпатзахидтранс". Он был основан на заключении судебно-технической экспертизы экспертов Государственного предприятия "УкрГИАП" о том, что данный трубопровод не является магистральным. НАБУ считает такое заключение заведомо ложным, поэтому совместно с СБУ в феврале 2021 года предъявило эксперту подозрения.
Президент Украины Владимир Зеленский указом от 19 февраля 2021 года ввел в действие постановление СНБО "О принятии мер по защите имущественных интересов государства", которым, в частности, поручил Кабинету Министров определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепродуктопровода, проходящего по территории Украины.
Глава Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов поручил всем соответствующим органам вернуть нефтепродуктопровод государству законным путем и разобраться, почему он оказался в частных руках.
"Нафтогаз Украины" 22 февраля разрешил ОАО "Укртранснафта" принять арестованное имущество ООО "Прикарпатзахидтранс" на временное хранение при условии соответствующего возмещения расходов за счет государства.
"Укртранснафта", 100% акций которой находятся в управлении НАК "Нафтогаз Украины", является оператором нефтетранспортной системы страны.