В среду, 5 мая, исполнился ровно 101 год с тех пор, как Всеукраинский православный церковный собор (ВЦЦ) провозгласил автокефалию Украинской Православной Церкви.
Об исторической дате напомнил "Украинский часопис" в Twitter. ОБОЗРЕВАТЕЛЬ рассказывает о событиях в украинской истории прошлого века, которые ей предшествовали.
Как известно, на Украине после свержения самодержавия в Российской империи было предпринято несколько попыток добиться автокефалии Православной Церкви. Сначала надежды возлагались на обращение к Всероссийскому Поместному собору и Московскому Патриарху, а в 1918 году они собирались провозгласить автокефалию после того, как страна получила автономный статус, созвав Всеукраинский Поместной собор в Киеве. Однако из-за отсутствия поддержки процессов национального строительства в церковной среде со стороны социалистической Украинской Центральной Рады (УЦР) эти попытки провалились.
Уже с приходом к власти гетмана Павла Скоропадского было сформировано Министерство исповеданий, в которое были вовлечены наиболее авторитетные богословы и специалисты по истории церкви и каноническому праву. В политических условиях того времени министерство отвергло принцип разделения церкви и вместо этого разработало законы, регулирующие государственно-церковные отношения, определяющие юрисдикционный статус церкви в Украине по отношению к Московскому Патриархату, проведение второго заседания Всеукраинского собора, украинизацию богослужения и перевод Священного Писания на украинский язык, государственное финансирование и некоторые проблемы церковной жизни.
Далее, провозглашению автокефалии формально-каноническим и научно-образовательным способом помешало антигетманское восстание Директории, правительство которой провозгласило автокефалию в 1919 году, не согласовав свои позиции с епископатом. По данным "Этого дня в истории", авторитет новой власти также был подорван арестом митрополита Киевского Антония (Храповицкого) и архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) за антиукраинскую деятельность.
Тогда ошибки Директории не могли быть исправлены активной деятельностью постоянной дипломатической миссии при Вселенском Патриаршем Престоле, которая была организована при Скоропадском. Тот факт, что Украина была захвачена большевиками и противодействие усилиям украинских дипломатов со стороны епископата Украинской епархии непосредственно в Константинополе " свело на нет перспективы достижения признания автокефалии Украинской Церкви в православном мире."
"Поэтому накануне созыва Собора у украинской парафии не было ни одного епископа: даже те, кто ранее поддерживал ее, такие как епископ Полтавский Парфений (Левицкий), отказались присоединиться к украинскому движению через патриаршие санкции", - говорится в статье.
Несмотря на это, Всеукраинский Православный церковный собор пошел по пути украинизации приходов и ввел богослужения и проповеди на украинском языке. Движение началось в Киеве и Киевской области и постепенно распространилось по всей стране: в 1921 году таких приходов было 159, а в 1923-991 годах. И вот 5 мая 1920 года, учитывая исчезновение самодержавия как правового основания для подчинения Киевской митрополии Москве и воспользовавшись силой советского закона об отделении церкви от государства, пленум Украинской Православной Церкви провозгласил автокефалию Украинской Православной Церкви.
А процесс институционализации УАПЦ завершил Всеукраинский православный церковный собор, который начал свою работу 14 октября 1921 года. В нем приняли участие 402 делегата из числа священников и мирян, которые избрали почетным главой протоиерея Василия Липкивского, настоятеля храма Святой Софии.
Он руководил церковью до 1927 года, когда под давлением Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Второй Собор УАПЦ освободил митрополита Василия "от бремени митрополичьего служения" и избрал предстоятелем епископа Николая (Борецкого). Третий"ликвидационный" совет был проведен по инициативе ОГПУ в 1930 году и объявил о "самороспуске"УАПЦ. Однако в том же 1930 году она была восстановлена как Украинская православная церковь, возглавляемая митрополитом Иоанном (Павловским), и просуществовала до мая 1936 года.
Как сообщает ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: