В Украине банки массово блокируют даже незначительные переводы своих клиентов и требуют от них подтверждения источников своих доходов. Причина: согласно закону, все лица, которые когда-либо выполняли государственные функции (работали в органах государственной власти), считаются общественно значимыми. Их родственники также находятся под контролем.
Национальный банк обратился к финансовым институтам и дал свои рекомендации о том, кого и как следует проверять. Письмо регулятора также поступило в распоряжение "Обозревателя".
В чем проблема?
В Украине общественно значимыми лицами (PEP, от англ.Politically exposed person) считаются все, кто когда-либо работал или работает в государственных органах. Согласно закону о борьбе с отмыванием денег, банки должны проверять их более тщательно.
Но проблема в том, что финансовые учреждения злоупотребляют и чрезмерно тщательно изучают этот чек. Например, как рассказал "ОБОЗРЕВАТЕЛЮ" экономист Алексей Дорошенко, его брату (депутату местного совета) заблокировали перевод 150 гривен: потребовали предоставить доказательства того, что деньги получены законно. И таких случаев сотни и тысячи по всей стране. Каждый, кто когда-либо работал или работает в органах власти, подвергается специальным проверкам. "В НБУ поступают многочисленные жалобы на неоправданно жесткие подходы некоторых банков" к установлению деловых отношений с национальными общественно значимыми лицами (далее-национальные ПЭП), которые выполняют или выполняли значительные
государственные функции в Украине", - говорится в письме Нацбанка, поступившем в распоряжение "ОБОЗРЕВАТЕЛЯ".
Кого не следует проверять?
В Нацбанке пояснили, что нет необходимости строго проверять все операции РЕРОВ в соответствии с законом. Например, вы не можете контролировать:
-
если риск отмывания денег низок;
-
если нет подозрений в отмывании денег;
-
ПЭП использует банковский счет для получения заработной платы (пенсии);
-
если объем финансовых операций за три месяца не превысил 200 тыс. грн.
Регулятор также предложил украинским банкам свой вариант применения законодательства. Для тех РР, которые:
-
обслуживались банком до вступления в силу нового закона о борьбе с отмыванием денег;
-
не выполняют государственных функций (не являются органами власти) в течение не менее 12 месяцев;
-
проводят четкие операции (в пределах своих доходов);
-
имеют историю обслуживания в банке;
-
не проводят подозрительных операций.
Достаточно просто поговорить с клиентом, проверить информацию в открытых источниках или проанализировать ту информацию, которая уже есть в банке. То есть, например, если клиент давно имеет депозит в банке или продал недвижимость, то не нужно дополнительно требовать специальные документы.
Кого можно проверить?
В других ситуациях банки должны, наоборот, более тщательно проверять РЕР, речь идет о таких случаях:
-
использовать различные механизмы сокрытия конечного владельца активов;
-
регистрировать свои активы у родственников;
-
иметь доступ к государственным активам;
-
контролировать выдачу разрешений, лицензий и т. д.;
-
оказывают решающее влияние на деятельность финансового учреждения;
-
деятельность, связанная с торговлей оружием или военно-промышленным комплексом;
-
деятельность, связанная с государственными закупками ;
-
деятельность, связанная со строительством и (крупной) инфраструктурой;
-
кредитование / получение крупных сумм наличных денег;
-
проведение финансовых операций, связанных с приобретением предмета роскоши РЕР или его родственником.
-
и т. Д.
Если клиент отвечает одному или нескольким пунктам, это не значит, что его нужно строго контролировать. Банки должны обучать своих сотрудников, принимать решения на разных уровнях и оценивать реальные риски.
Но блокировать переводы нельзя только на том основании, что это делает RER. "Использование формального подхода при установлении деловых отношений с РЭР не соответствует международным стандартам и рекомендациям в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и может быть расценено Национальным банком как признак ненадлежащей организации системы управления рисками", - говорится в письме регулятора.