Контрабанда сигарет (валюты, золота, антиквариата) набирает обороты. В Едином реестре судебных решений только за февраль насчитывается с десяток случаев попыток вывоза сигарет в европейские страны. Всего таких случаев насчитывается более 600-они перевозятся через Закарпатскую, Черниговскую, Львовскую области, а также Киевскую и Днепропетровскую таможни, причем как легковыми автомобилями, так и микроавтобусами. И все чаще дипломатов ловят при попытке их транспортировки: как активных сотрудников посольств (для них эта деятельность чревата штрафами, лишением дипломатического статуса и конфискацией товаров), так и почетных консулов. А одна из них, Людмила Русалина, даже ездит за границу "челноком": ее машина покидает территорию Украины на один-три часа, иногда это происходит по нескольку дней подряд. "Вести" провели собственное расследование, выясняя, кто и как перевозит "дипломатическую контрабанду" через границу.
Осторожно и быстро
28 В феврале Служба государственной безопасности Украины задержала "по горячим следам" сотрудников (нынешних и бывших) посольства Украины в Польше, а также военнослужащего Управления Государственной службы специальной связи и защиты информации на Закарпатье. Они пытались пересечь границу на пункте пропуска Ягодин-Дорогуск на Волыни. Они ехали в грузовике "Мерседес Спринтер" с дипномерами, в грузовом отсеке которого находились 165 тысяч долларов, 70 тысяч евро, 11,6 тысячи злотых, 16,4 кг золота и 187 коробок (8826 блоков) сигарет.
"*Согласно номерному знаку, автомобиль является служебным транспортным средством, принадлежащим украинскому дипломатическому представительству в Польше. Задержание после таможенного оформления было произведено сотрудниками Бюро госбезопасности, которые сейчас проводят расследование", - сообщил "Вестям" источник в таможенной службе.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба признал факт инцидента, написав о двух задержанных сотрудниках. Но в грузовике находились не двое, а трое сотрудников Министерства иностранных дел - водитель, атташе консульского отдела Посольства Украины в Польше, а также один из секретарей представительства Министерства иностранных дел в Ужгороде. Также внутри находился еще один, отставной, сотрудник украинского посольства в Польше - отец того же атташе.
Учитывая, что на сайте нашего посольства в Польше значится только один атташе консульского отдела, Назар Богданович Зин был пойман" на горячем " (кстати, именно он встретил первых украинских граждан, отправившихся в ЕС по безвизовому режиму в 2017 году). А его отец, Богдан Зин, до 2016 года работал "главным специалистом"в посольстве Украины в Польше.
В ГБР сообщили о раскрытии преступной группы лиц. В отношении дипломатов открыто производство по статье о незаконном сбыте подакцизных товаров (за это им грозит штраф до 170 тысяч рублей). ГРН), а изъятые сигареты были конфискованы - и, вероятно, будут уничтожены.
"Я срочно отозвал обоих сотрудников из длительной зарубежной командировки. Их работа в посольстве закончилась", - написал министр иностранных дел в Facebook. - Мы начинаем дисциплинарное расследование в отношении них обоих по выявленным фактам. Это будет основательно и быстро."
"Сигареты приносят при малейшей возможности"
Кулеба пообещал впредь не замалчивать подобных случаев. Показательно, что в данном случае имела место предварительная разработка дипломатов-контрабандистов. Это подтвердил и глава Государственной таможенной службы Павел Рябикин. А его бывший коллега Анатолий Макаренко добавил: Украина-проблема номер 1 для Европы в контрабанде сигарет. Все контрабандисты привозят их при малейшей возможности, потому что они здесь гораздо дешевле, чем в ЕС. Но для дипломатов это все равно уникальный случай", - сказал Макаренко.
Однако практика показывает, что это не совсем так. Громкие задержания случались и раньше: в мае 2016 года на границе с Венгрией задержали Сергея Лищишина, жену первого секретаря посольства Украины в Словакии Оксаны Лищишин - в его Volkswagen Transporter, номер 24 158, были все те же сигареты (почти 57 тысяч пачек). Более того, дипломат предъявил пограничникам письмо из посольства в Словакии с разрешением на перевозку конкретного груза - но МИД отказал в выдаче документа, несмотря на наличие на нем всех дипломатических реквизитов (подпись консула, ведомственная печать и т. д.). Скандал был серьезный-особенно после того, как Лещишин отделался легким испугом: суд в Берегово даже освободил его от уплаты штрафа в 1700 гривен за подделку документов. В результате был уволен посол Украины в Словакии Олег Гаваши, а чуть позже с дипломатической службы была уволена и жена Лещишина Оксана.
Попались на контрабанде и дипломаты соседних стран. В декабре 2020 года был пойман 42-летний житель приграничного города Кидварда Жолт Легень - его дипломатический паспорт не был аккредитован в Украине, а в багажнике были обнаружены сигареты с пометкой Duty Free only (для безакцизной продажи). Месяцем ранее аналогичный груз был обнаружен у дипломата с молдавским паспортом в пункте пропуска Лужанка (Закарпатье). В октябре 2016 года на пункте пропуска" Краковец" был обыскан автомобиль 21-летнего помощника депутата Сейма Польши (перевозил янтарь и сигареты), в декабре 2017 года - гражданина Грузии с дипломатическим паспортом (сигареты).
Благоприятный климат для консулов
А если нынешние дипломаты - сотрудники посольств, консулы и т. д. - используйте свои возможности для контрабанды контрабанды, тогда как насчет консулов, которые не состоят на официальной службе, занимая должность "почетного". А в Украине свои обязанности выполняют несколько сотен таких консулов, причем из разных стран: например, губернатор Черновицкой области Сергей Осачук является почетным консулом Австрии в своем городе, отец депутата Нестора Шуфрича Иван-Словацкой Республики в Ужгороде, а печально известный экс-заместитель председателя Совета национальной безопасности и обороны Олег Гладковский/Свинарчук служил таким консулом на Сейшельских островах. Статус почетных консулов прописан в Венской конвенции, но каждая страна сама определяет, какие элементы иммунитета она должна сохранять, а какие нет. В Украине климат благоприятный: сам консул (частично) и его автомобиль подпадают под дипломатический иммунитет", - рассказал нам почетный консул Латвии в Одессе Олег Веретенников. - Машину по дипномерам обыскивать нельзя (кстати, я пользуюсь собственной машиной), но пару раз меня просили ее открыть , и я не мешал".
На автомобили почетных консулов ставятся дипномеры, например, модный Rolls-Royce Phantom, который был зафиксирован на фото в разгар весенней блокировки, с дипномерами D 319 021, выданными греческому консульству в Одессе. Татьяна Гавриш, почетный консул Германии в Харькове, также рассказала об иммунитете в контексте транспорта: "Если вы спросите меня, почему многие почетные консулы в Украине имеют такие номера, я демонстративно промолчу. Каждый год я подписываю ряд документов, которые обязывают меня соблюдать антикоррупционное законодательство. И это очень важно для меня. Я ценю возможность работать по правилам*", - намекнула она Медиапорту.
Мерседес для Сьерра-Леоне
Действительно, есть много случаев использования иммунитета "почетными" консулами. В феврале 2020 года на границе с Венгрией был задержан Почетный консул Латвийской Республики в Ужгороде Юрий Игнатенко, пытавшийся вывезти из страны 6,5 тысячи пачек сигарет на внедорожнике Toyota с дипномерами DP 345 006. При этом сам Игнатенко около 5 часов (!) отказывался открывать машину и показывать ее груз - на видеозаписи, снятой Государственной таможенной службой, видно, как его наконец-то выводят из-за руля и открывают транспорт. "Словацкий" скандал связан и с почетными консулами: СМИ писали, что семья Лищишиных была связана с деловыми интересами Ларисы Малех, почетного консула Венгрии во Львове, и жены Петра Малеха, почетного консула Бразилии там.
Как подсказывает логика, на границе много случаев контрабанды с помощью дипломатов, явных или почетных, - дело доходит до того, что ГБР начинает на них оперативную разработку. Но как определить, причастен ли консул к незаконной деятельности-загадка.
"Вести" задались этим вопросом и решили проверить, как часто автомобиль Почетного консула одной из беднейших стран Африки-Сьерра-Леоне Людмилы Русалиной перемещается через границу. Сам транспорт как бы подчеркивает бедность представленной страны: это Mercedes-Benz S 500L 2017 года выпуска, которому были выданы дипломатические номерные знаки DP 385 001. Как рассказали "Вестям" источники в одном из ведомств, ответственных за пересечение государственной границы, эта машина появляется в пунктах пропуска с завидной частотой:
-
21 марта 2020 года, около 18:00, выезжает из Украины на пункте пропуска "Краковец", возвращается примерно в 21:00 этого дня (то есть пробыла на другой стороне около 3 часов);
-
4 августа 2020 года, около 14:00, выезжает из Украины на пункте пропуска "Шегини", возвращается примерно в 15:00 (опять час).
Важный момент: Русалина является одним из учредителей иностранной компании-ООО "ПОЛЬСКА СПОЛКА СПИРИТУСОВА", код 0000331717, головной офис которой находится в Кракове. Даже если предположить, что Русалина посещает Краков на машине, то срок пребывания за границей слишком короток - от пункта пропуска Краковец до Кракова минимум 2 часа на машине (соответственно, еще два часа-обратно). Поэтому можно предположить, что автомобиль всегда находится недалеко от границы.
С какой целью и чему способствует такая "челночная" дипломатия Русалиной - должны установить правоохранительные органы. Они, кстати, легко могут проверить изложенные нами факты, то же самое относится и к МИДУ, который проводил проверку почетного консула Людмилы Русалиной перед ее утверждением на эту должность.
"Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, дипломатический груз может быть досмотрен только при наличии достаточных оснований", - подчеркивает бывший глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко.
Согласно закону, государственная регистрация автомобилей дипломатических представительств и консульств, в том числе почетных, осуществляется сервисными центрами МВД после получения запроса от Министерства иностранных дел (в этом документе также указывается, какие номера предоставлять - их тип и код). Так что часть ответственности лежит на Министерстве иностранных дел