Котировки

Беларусь откажется от нейтралитета. Что это значит

Бобрович Яна
Общество
19 Aug 19:35   

Александр Лукашенко поручил убрать норму о стремлении страны к нейтралитету из проекта новой Конституции Беларуси. Что дало его присутствие и что изменится сейчас.

Конституционная комиссия представит доработанный проект нового Основного закона Беларуси Александру Лукашенко для рассмотрения до 1 сентября. Но уже сейчас ясно, что в нем не будет содержаться норма о стремлении страны к нейтралитету, закрепленная в действующей конституции.

"На самом деле нейтралитета нет", - заявил Лукашенко на недавней встрече с журналистами, напомнив, что Беларусь является членом ОДКБ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). "Поэтому есть два варианта: либо мы определяем в конституции, что мы не нейтральны, либо мы вообще ничего там не пишем".

Что означала норма о стремлении Беларуси к нейтралитету?

Белорусский эксперт по вопросам обороны и безопасности Александр Алесин с улыбкой вспоминает, что при подготовке конституции 1994 года он спросил тогдашних высших руководителей государства, как сочетается стремление страны к нейтралитету с ее членством в ОДКБ, соглашение о создании которой Минск подписал в мае 1992 года: "Ответ был: "Мы стремимся, мы находимся в процессе".

Сегодня Алесин называет эту норму пережитком первой Конституции Беларуси.

"На самом деле этого никогда не наблюдалось. Он был внесен в конституцию, чтобы подчеркнуть стремление Беларуси иметь внеблоковый статус, играть роль своеобразного геополитического моста между Западом и Востоком. Однако с приходом к власти Лукашенко ситуация радикально изменилась", - объясняет Павел Усов, руководитель Варшавского центра политического анализа и политический советник Национального антикризисного управления (НАУ), продолжая экскурс в историю.

В то же время положение о нейтралитете, уверен Усов, как и конституция в целом, никак не повлияло на происходящее в стране и ее геополитические приоритеты.

Между тем Александр Алесин в интервью DW подчеркнул, что с самого начала своей суверенной истории Беларусь находилась на геополитической вине - с одной стороны, страна была участницей программы НАТО "Партнерство во имя мира", с другой - Лукашенко победил на выборах, пообещав сближение с Россией.

"Уже тогда стало ясно, что это противостояние вряд ли совместимо с нейтралитетом, Россия и Запад попытаются перетянуть Минск на свою сторону", - отмечает Алесин.

Хроника неуловимого нейтралитета

По его словам, для Российской Федерации Беларусь является защитным бастионом и плацдармом для наступления, а для Запада и Польши она является частью своеобразного буфера: "Нейтралитет основан на желании соседей признать этот статус конкретного государства, и наши соседи сразу же усомнились в этом де-факто.

После того, как Лукашенко, изменив для себя конституцию в ноябре 1996 года, оставил в ней такую норму, стало очевидно, что это всего лишь декоративная вещь на фасаде государства".

По словам Алесина, это было сделано, возможно, для того, чтобы "позлить Россию", показав, что Минск может двигаться не только на Восток, но и способен "зависнуть между двумя центрами силы". Тогда уже были очевидны зачатки будущей белорусской многовекторной политики, констатирует аналитик.

Однако в декабре 1999 года было подписано соглашение о создании Союзного государства (СГ), включающее формирование единого оборонного пространства.

"Русские обязались защищать Беларусь, а также свою собственную территорию. Лукашенко действовал более хитро, уточнив, что ответственность Минска лежит только на западной границе СГ, и пусть Москва сама защищает Курилы", - говорит Алесин.

Тот факт, что Минск стал частью проекта Союзного государства Беларуси и России, полностью изменил геополитическую конфигурацию и стремление страны к нейтралитету окончательно закончилось, убежден Павел Усов.

В рамках СГ, продолжает он, была создана так называемая региональная группировка войск, которая делает Беларусь более зависимой от России, чем даже членство страны в ОДКБ, которая до недавнего времени оставалась скорее политической организацией без четких стратегических целей.

Со своей стороны, Алесин добавляет, что Лукашенко все еще долгое время не соглашался предоставить подразделения для Коллективных сил быстрого реагирования (КСО), созданных в 2009 году в рамках ОДКБ.

Но Россия, используя свои рычаги влияния, добилась этой уступки: "Это был реальный показатель нашего нейтралитета. Нам четко сказали, где находится наше оборонительное пространство".

На что повлияет отказ от нейтралитета и зачем он нужен

Но если норма о стремлении к нейтральному статусу была чисто декларативной, то почему она сейчас должна быть демонстративно изъята из проекта новой конституции?

Геополитическая ситуация изменилась, считает Усов: "Лукашенко хочет подчеркнуть - в рамках политического торга с Россией - что Беларусь отказывается от любых обязательств перед Западом и демонстрирует полную вовлеченность в стратегические приоритеты Москвы. Прежде всего, это шаг к погашению долга за то, что Россия поддержала режим Лукашенко в критический момент в августе 2020 года".

На самом деле норма о стремлении к нейтралитету действительно ни на что не повлияла, и после ее исключения из Основного закона ничего не изменится, уверен минский международный наблюдатель Андрей Федоров: "Все зависело и сейчас зависит от намерений и действий высшего руководства страны. И они известны."

С авторитарной Россией рядом Беларусь, жалуется Павел Усов в интервью DW, не смогла стать полноценным демократическим и нейтральным государством, всегда ощущая разрушительное влияние Москвы. Сейчас, в условиях растущей конфронтации между Россией и Западом, аргументы о нейтралитете для Минска невозможны.

Для описания текущей ситуации Александр Алесин использовал изображение металлической пластины, расположенной в поле действия двух магнитов: "Она может оставаться между ними при условии, что интенсивность обоих магнитов - в данном случае Запада и России - одинакова.

Запад здесь пока проиграл, Беларусь притянута к Москве, оставаться между двумя геополитическими центрами силы больше не удастся. Я думаю, что осознание того факта, что нас потащили на Восток, и его документальное подтверждение-это отказ Минска от стремления к нейтральному статусу. В Украине мы видели другой процесс, где Запад был сильнее".

Отказ от даже декларируемого, а не фактического нейтралитета сейчас существенно не повлияет на курс Минска, прогнозирует Павел Усов, оговаривая, что в будущем такой шаг позволит российским военным базам появиться на территории Беларуси.

По его словам, пока теоретически можно апеллировать к тому, что Беларусь стремится быть нейтральным государством - несмотря на два российских военных объекта на ее территории. Исключение этой нормы из Основного закона станет "сигналом о том, что в любой момент в стране могут появиться реальные военные базы Российской Федерации".

Источник: Русская служба DW

белоруссия

Респу́блика Белару́сь , — государство в Восточной Европе. Население на 1 января 2020 года составляет 9 408 400 человек, территория — 207 595 км²

лукашенко александр

Белорусский политический и государственный деятель. Действующий президент и главнокомандующий Вооружёнными силами Республики Беларусь с 20 июля 1994 года

союзное государство

Надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством. Также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии , Сою́зное госуда́рство Росси́и …

организация договора о коллективной безопасности

Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте

евразийский экономический союз

Международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе:Ст. 1

минск

запад

ближний восток

нато

россия

польша

восток

союз суверенных государств

сг-43

курильские острова

москва

украина

русская служба би-би-си