Хорошо, когда ты решаешь проблемы. Плохо, когда ты позволяешь им появляться.
Где подход Меркель был действительно неправильным? Его слабой стороной было то, что европейцы были готовы справиться с проблемами — но даже не пытались как-то их предвидеть.
Никто не спорит с тем, что Анжела умело справлялась с внутренними кризисами и проблемами, одновременно работая с внешними вызовами.
Но в основном канцлер реагировал в соответствии с ситуацией, не предлагая последовательной стратегии. Меркель уравновесила свой самый смелый шаг — счастливый билет для миллиона беженцев, которым было разрешено эмигрировать в Германию в 2015 году, — и два года спустя пообещала, что "это не должно повториться".
В то же время она уклонилась от политически заряженного вопроса о поощрении регулярных потоков иммигрантов в Германию, в которых страна остро нуждается.
Да, это так. В конце концов, его собственная рабочая сила стареет и сокращается.
Теперь у союзников Меркель есть проблемы даже в Германии. В начале 2019 года Федерация немецкой промышленности (BDI) опубликовала влиятельный документ, в котором Китай был назван "системным конкурентом". Оцените риторику.
КНР не просто называли страной, склонной к недобросовестной экономической практике. BDI прямо сказал: Китай хочет вытеснить своих конкурентов.
Два месяца спустя последовал документ ЕС, в значительной степени отражающий заявления Федерации. В документе Китай анализируется в трехстороннем контексте, то есть Пекин одновременно является:
- Потенциальным партнером в решении глобальных проблем;
- Экономическим конкурентом;
- Системный конкурент.
Повсеместное изменение ситуации нашло отражение в первоначальном отказе Европейского парламента от китайских денег, который последовал в начале этого года.
Меркель, возможно, продолжала придерживаться своих многолетних привычек в отношении Китая. Но времена все еще меняются. И вот большая часть Европы двинулась дальше.
Недавно в Германии состоялись выборы. Вполне вероятно, что их результаты все равно запустят отношения с Китаем в совершенно новом направлении.
Смешанные результаты голосования учитывают только три варианта правящей коалиции. Один из сценариев - крупная ассоциация, возглавляемая левоцентристскими социал-демократами Олафа Шольца и правоцентристскими христианскими демократами наследника Меркель Армина Лашетта.
Есть еще две возможности, обе предполагают объединение зеленых и либералов: либо с христианскими демократами, либо с социал-демократами.
Такие повороты приведут к изменениям в политике Германии в отношении Китая. И зеленые, и либералы являются одними из самых резких критиков "китайского" подхода Меркель. И в обоих сценариях либо Зеленые, либо либералы (скорее всего, первые) получат контроль над Министерством иностранных дел.
Немецкий аналитический центр Merics провел исследование партийных программ перед выборами. Оказалось, что наиболее вероятным исходом может стать коалиция социал-демократов, зеленых и либералов.
Что это значит? Как минимум, все трое выступают против нарушений прав человека в Китае и за сохранение автономии Гонконга.
Они также выступают за разработку более широких мер защиты по всей Европе. Например, механизм проверки инвестиций ЕС, который был направлен на предотвращение покупки стратегически важных предприятий иностранными бизнес-структурами.
Разговоры об этом появились, когда китайцы начали приобретать коммунальные услуги и передовые технологические компании в государствах- членах ЕС.
Принятие такой повестки дня немедленно вернуло бы Германию к более решительной внешней политике, во многом повторив период 1998-2005 годов. Тогда министром иностранных дел был Йошка Фишер.
Руководствуясь твердой позицией партии, Фишер выступал за участие Германии в войне в Косово и развертывание войск в Афганистане.
Это не означает, что новое правительство неизбежно вступит в конфликт с Китаем. Во время правления Меркель жесты в отношении Китая превратились в чисто канцлерское дело, особенно с учетом экономической важности поддержания хороших связей.
Маловероятно, что это серьезно изменится при Шольце. Но в то же время новый расклад не помешает новому министру иностранных дел атаковать Китай.
Европейский консенсус в отношении того, что Китай является одновременно партнером, конкурентом и соперником, в настоящее время поддерживается большинством западных стран, включая Соединенные Штаты при Байдене. Но что это понимание означает на практике, неясно.
Нужно ли провоцировать новые торговые санкции, даже если они не работают?
Не пора ли немцам подготовиться к более активному военному участию в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Даже если такие действия носят символический характер, учитывая ограниченный военный потенциал Германии (и Европы), есть о чем подумать.