Украина заинтересована в лицензионном производстве авиационной военной техники иностранных компаний, в частности, американского Boeing. Об этом заявил вице - премьер по стратегическим отраслям промышленности Олег Уруский. По его словам, Украина хочет предложить американской компании Boeing производить свои самолеты на мощностях госпредприятия "Антонов". Однако, по мнению экспертов, будущее принадлежит беспилотным летательным аппаратам.
Боевой Боинг
Украина хочет предложить американской компании Boeing производить свои самолеты на мощностях государственного предприятия "Антонов". Об этом заявил вице - премьер по стратегическим отраслям Олег Уруский. *"Мы ставим перед собой амбициозные задачи по развитию нашей боевой авиации. Я надеюсь, что сотрудничество с Boeing будет полезным для нас в этом направлении", - сказал он.
Boeing, помимо гражданских самолетов, которые используются многими авиакомпаниями, в том числе и в Украине, производит также военную технику. В частности, это стратегические бомбардировщики Boeing B-52 Stratofortress, палубные самолеты радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18 Growler, самолеты авиационной системы ПРО Boeing YAL-1, тяжелые военно-транспортные вертолеты Boeing CH-47 Chinook, а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Многие самолеты производства Boeing находятся на вооружении армии США, а также других стран мира.
Ключевой вопрос-какие из них могут представлять интерес для Украины?
По словам директора Центра армейских исследований, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, боевая авиация для Украины-это * "неподъемный проект, который могут продвигать люди, занимающиеся прожекторами"*.
Эксперт считает, что создать боевой самолет на ГП "Антонов" невозможно. *"Не надо делать никаких боевых самолетов на "Антонове" -и даже думать об этом вредно. Возможно, мы могли бы создать что-то чуть хуже Як-130 (российский учебно-боевой самолет), но нам это абсолютно не нужно", - сказал он в комментарии "Апострофу".
Альтернативой отечественному производству, даже по иностранной лицензии, является импорт. Но объем зарубежных закупок вооружений уже примерно сопоставим с отечественными, сказал Бадрак.: "И это серьезно * * бьет по украинскому военно-промышленному комплексу". Военный обозреватель, главный редактор издания "Апостроф" Денис Попович считает, что сотрудничество с Boeing для Украины было бы интересно с точки зрения производства беспилотников. По его словам, беспилотная авиация показала свою эффективность, прежде всего, во время недавней войны в Нагорном Карабахе.
Байрактар тв2фото: ukroboronprom.com.ua
Прежде всего-вертолеты
Денис Попович также считает, что Украину, помимо беспилотников, могли бы заинтересовать вертолеты производства Boeing (речь идет о вертолете Chinook). "У нас нет полного цикла производства боевых вертолетов. И хотя мы неоднократно заявляли о своих намерениях создать отечественный боевой вертолет, мы до сих пор используем тот арсенал, который остался со времен Советского Союза. Мы можем ремонтировать старые вертолеты, можем модернизировать их (известны варианты боевой модернизации старого советского вертолета Ми-2), но наша промышленность пока не в состоянии выпускать собственную боевую машину."*
При этом наша страна могла бы сотрудничать в производстве вертолетов не только с Boeing. Так, в 2017 году"Укроборонпром" подписал меморандум о сотрудничестве с американской компанией Bell Helicopter Textron в производстве вертолетов типа Iroquois ("Ирокез").
"Ирокезы" выпускались с середины 1950-х годов, а с 1959 года они начали поступать на вооружение армии США. Эти вертолеты использовались во время Вьетнамской войны (эти машины в фильме "Апокалипсис сегодня" участвуют в налете на вьетнамскую деревню), а также в ряде других военных конфликтов. Сегодня Корпус морской пехоты США использует вариант этого вертолета UH-1Y.
В конце февраля 2021 года глава "Укроборонпрома"Юрий Гусев заявил, что в этом году на базе Государственного предприятия" Одесский авиационный завод " начнется лицензионная сборка вертолетов Bell UH-1 Iroquois. Ожидается, что первый украинский "Ирокез" будет сделан ко Дню Независимости 24 августа.
Однако позже в СМИ появилась информация со ссылкой на Bell Helicopter Textron о том, что американский производитель не выдал Украине соответствующую лицензию.
В то же время "Укроборонпром" настаивает на том, что лицензия все еще существует, объясняя это тем, что существует соглашение о неразглашении с Bell Helicopter Textron, которое не позволяет сторонам раскрывать детали контракта.
Денис Попович отмечает, что пока контракт на производство вертолетов "Ирокез" в Украине пока неясен, но если договоренности все же будут реализованы, то это будет полезно для нашей армии. "Ирокез" - это хорошо известное, хорошо испытанное устройство, оно многоцелевое, может использоваться как для транспортных нужд, так и в качестве боевой системы. Если у нас он будет в какой - то модификации, то это будет серьезное усиление для армейской авиации, его можно будет использовать для высадки десанта, для поддержки непосредственно на поле боя, для эвакуации раненых", - сказал военный наблюдатель.
Iroquoisphoto: Getty images
Ставьте на свои силы
При этом у нашей страны есть все возможности для самостоятельного развития современного авиастроения, убежден Валентин Бадрак.
"Украине нужен гиперпрыжок. Нам нужно инвестировать в украинские технологии, в разработку беспилотных авиационных комплексов различного уровня, тактических беспилотников-убийц, которые сейчас, например, делают "Атлон-Авиа "(научно-производственное предприятие) и" Укрспецсистемы "(частная компания), разрабатывать оперативно-стратегические комплексы", - говорит эксперт. "В противном случае у нас нет шансов противостоять врагу, который у нас есть сегодня."
По его словам, проект ударного БПЛА Государственного Киевского конструкторского бюро "Луч" "Сокол-300" - это чисто украинские технологии: * "Украинским разработчикам удалось создать не только управляемое оружие, но и систему управления оружием"*.
И российские специалисты делают это лучше, чем, например, российские.
"*Ни "Охотник", ни "Альтиус" * (российская разработка БПЛА - "Апостроф") *они не идут. У них большие технические и технологические проблемы. И нам нужно воспользоваться ситуацией, когда у нас есть открытые ворота для технологий, и создать новейшие беспилотные авиационные комплексы", - заключил Бадрак.
По словам эксперта, в ближайшее время - на горизонте 2030-2035 годов - беспилотные авиационные комплексы вытеснят боевую авиацию из парка Военно-воздушных сил Вооруженных Сил Украины.