Теперь вы понимаете общую динамику конфликтов на мировой арене. Имея это в виду, гораздо легче увидеть, что приверженность Китая своей собственной доктрине невмешательства всегда была несколько двоякой, если не иллюзорной. На протяжении последних десятилетий эта доктрина неуклонно размывалась — нет никаких оснований предполагать, что она не будет продолжать растворяться и дальше.
В современном мире технологий и глобализации, где гражданская война доминирует над всеми видами конфликтов, даже великая держава в любом случае старается не вторгаться в ход гражданской войны напрямую. Особенно если она искренне стремится избежать вмешательства во внутренние войны других государств.
Понятие "невмешательства" подразумевает, что государство либо вмешивается, либо нет. Но на самом деле существует менее категоричная степень вмешательства — причем сразу в нескольких областях, что делает столкновение между США и Китаем практически неизбежным. Если не напрямую, то в той или иной форме.
Например, на ход гражданской войны могут влиять даже решения иностранного государства. Любые, имеющие вес вообще-о торговле, инвестициях, обучении местных сил.
Внешний субъект способен влиять на внутреннее противостояние на чужой территории. Достаточно просто разрешить продажу оружия одной стороне конфликта, запретив при этом сделки с ее конкурентом. Или пойти ва-банк и сразу же разблокировать продажу для всех прямых участников. Кстати, именно так можно легализовать повстанческие структуры — ведя с ними диалог на равных, как и с местными властями.
Но главная проблема китайской доктрины невмешательства заключается в другом. Так уж сложилось, что чаще всего Пекин вообще не занимает нейтральной позиции, почуяв внутренние конфликты где-то за рубежом. Как и другие крупные государства, Китай всегда ставит на карту свои интересы во внешних стычках. И поэтому до сих пор пытается манипулировать их исходом.
Возьмем сегмент с конца 1950 - х по 1970-е годы. В то время Пекин проводил довольно воинственную антиимпериалистическую (и антисоветскую тоже) внешнюю политику. Но он не всегда вмешивался в конфликт-время от времени он лишь спонсировал различные повстанческие группировки. Уже те, в свою очередь, вели "национально-освободительные войны". Итак, китайцы отправили десятки тысяч солдат в Северный Вьетнам. Поддерживал левые политические группы в Лаосе, Южной Корее, Таиланде и Омане. Более того, даже вооруженные повстанцы в 20 африканских странах ждали их помощи. Алжир, Зимбабве, Гвинея-Бисау, Конго, Ангола и Южная Африка-все они здесь.
Правда, Китай пытался приспособить такую открытую агрессию к своей доктрине. Он заявил, что империалистические государства не уважают принципов, и поэтому социалистические страны должны помогать "братским" народным движениям.
В эпоху Дэн Сяопина (конец 1970-х годов) Китай сосредоточился на экономическом росте. Он изо всех сил старался оставаться в тени на международном уровне и даже отказался покровительствовать национально-освободительным войнам. Тем не менее страна продолжала вмешиваться в чужие гражданские конфликты.
В 1980-х годах Китайцы вели опосредованную войну против СССР, выбрав в качестве фона Афганистан (в координации с США и Пакистаном). Пекин снабжал повстанцев-моджахедов всем-от АК-47 до ослов. Он также оказывал вооруженную и дипломатическую поддержку Народной организации Юго-Западной Африки. Это была повстанческая группа в Намибии, воюющая с Южной Африкой.
В период после окончания холодной войны Китай действительно отошел от интервенции дальше, чем другие страны-члены Совета Безопасности ООН. Пекин избегает даже крупномасштабных гуманитарных миссий. Он прошел мимо интереса США к Сомали (1992-1994). А заодно и американская кампания в Ираке (2003-2011) и ряд длительных войн через посредников. В то время как Соединенные Штаты поддерживали курдов в Сирии (2015), Китай держался на расстоянии.
Формально Пекин выступал против одностороннего вмешательства и смены режима Асада. Поэтому он наложил вето на многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН, направленные против авторитарных режимов из-за нарушений прав человека. Когда зарубежные страны сталкивались с бытовым насилием, КНР часто предпочитала бежать, выводя своих граждан — например, эвакуировав более 35 000 китайцев из Ливии в 2011 году. Тем не менее после окончания холодной войны пекинская доктрина невмешательства неумолимо теряла свою силу и становилась все менее значимой. Вполне вероятно, что этот процесс будет продолжаться. Да, китайские аналитики обсуждают преимущества такого принципа. Но дебаты были сосредоточены не на том, стоит ли вообще вмешиваться, а на том, насколько это уместно.
В следующих разделах я опишу набор инструментов для типичного китайского вторжения. А также проанализировать мотивы, которые еще больше втянули Пекин во внешние внутренние конфликты — и, возможно, поставили его на курс столкновения с США.