Котировки

Депутаты сказали новым штрафам для автомобилистов "да", а полицейским в кустах - "нет"

Сацюк Андрій
Общество
17 Feb 07:00   

"КП" в Украине " изучила, как парламентарии решили бороться за безопасность на дорогах страны.

Конституционное большинство народных депутатов 16 февраля приняло законопроект, повышающий штрафы за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости и даже переход дороги в неположенном месте. Соответствующий документ поддержали 321 парламентарий.

Рассмотрение документа было бурным. В основном это связано с тем, что изначально, помимо идеи увеличения штрафов, в законопроекте предлагалось наделить полицейских практически неограниченными полномочиями.

VIP-персоны смогут продолжать усердно ездить

  • Принятие этого законопроекта-это большая победа и шаг вперед", - сказал заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко о принятом законопроекте № 2695. Чиновник убежден, что увеличение штрафов (некоторые в 10 и более раз, см. "К слову") поможет навести порядок на дорогах и снизить смертность на 10-15%.

Это правда? Даже у самих парламентариев есть сомнения. По мнению одного из них, для того чтобы навести порядок на дорогах, необходимо не увеличивать размер штрафов, а обеспечить необратимость наказания.

  • Нам уже сказали: введем видеозапись - смертность на дорогах снизится. Была введена видеозапись. Снизилась ли смертность? Нет. Сейчас нам предлагают: давайте попробуем увеличить штрафы для всех участников дорожного движения - не проблема. Но я считаю, что нужно использовать другие методы, в частности, обеспечить необратимость наказания, провести профилактические мероприятия - тогда смертность на дорогах снизится", - убежден народный депутат Григорий Мамка.

Глава профильного комитета Верховной Рады Денис Монастырский уверяет, что данный законопроект как раз и обеспечивает необратимость наказания, не позволит нарушителям избежать ответственности за ДТП, совершенные по статье "под мухой или высоко".

  • Если есть ДТП с участием пьяного водителя и есть пострадавшие - это уголовная ответственность. И согласно ему, нельзя будет избежать ответственности за малозначительность, нельзя будет выйти на условно-досрочное освобождение, нельзя будет снизить ответственность меньше нижнего предела. То есть в таких случаях будет достигнут принцип неотвратимости ответственности в уголовном процессе", - подчеркнул Монастырский. Кроме того, законопроект увеличивает срок судебного рассмотрения таких дел в 4 раза - с 3 месяцев до 1 года. Это, в свою очередь, снижает развитие сценария, когда дело просто замалчивается в суде, и тогда истечет срок для предъявления обвинения.

В ходе обсуждения законопроекта возникли также вопросы относительно размера увеличения штрафов. Возникла мысль, что документ больше бьет по рядовым и бедным украинцам"майоров" и чиновников, он просто дает возможность откупиться за превышение скорости или вообще избежать наказания.

  • Многие журналистские расследования показывают, что почти все чиновники, а также крупные бизнесмены ездят на обложках номеров, которые вообще не фиксируются системой автофиксации. Для них-совершенно другой закон, а для простых людей-огромные штрафы, которые растут, - сказал народный депутат Руслан Князевич.

полицейский
Фото: https://www.facebook.com/patrolpolice.gov.ua

Полицейский не всемогущ

Изначально этот законопроект предусматривал легализацию"превентивных остановок". Что это значит? Народные депутаты хотели предоставить право сотрудникам милиции в вечернее время с 1 до 8.00, а также в праздничные и выходные дни останавливать любой автомобиль без причины, проверять у водителя документы и даже досматривать транспортное средство. Но, учитывая возможные коррупционные риски от такого нововведения, депутаты эту норму отклонили.

  • Есть определенный травматический опыт работы ГИБДД, поэтому водители воспринимают эту норму как возможный источник коррупции, - говорит народный депутат Евгения Кравчук. Настоящая борьба развернулась вокруг нормы, которая обязывала бы водителя выйти из машины. Но это тоже было "неудачей". Причина - потенциальный источник коррупции.

  • Такая норма могла бы привести к злоупотреблению таким правом со стороны полиции и никоим образом не решить проблему управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, - заявил народный депутат Сергей Штепа.

Парламентарии долго спорили о том, должен ли водитель отдать необходимые документы (права, технический паспорт, страховку) сотруднику полиции или просто показать их, чтобы охранник мог удостоверить личность водителя и его право управлять транспортным средством. В конце концов мы сошлись на том, что документ просто необходимо показать! Требования сотрудника милиции сдать документы незаконны!

Депутаты не смогли легализовать полицейские машины - "призраки". Изначально предполагалось, что полиция будет разъезжать по городу на машине без опознавательных знаков и в случае нарушения ПДД выписывать штрафы.

Не прошла и норма, разрешавшая полицейским сидеть в кустах с радарами. Согласно принятому законопроекту, все места, где будет проводиться измерение скорости, должны быть обозначены специальным дорожным знаком.

А вот порядок освидетельствования водителя на предмет установления факта алкогольного, наркотического или иного опьянения изменился незначительно. Если раньше это можно было сделать только в присутствии двух свидетелей, то после вступления в силу этого законопроекта видеозаписи такой проверки будет достаточно. Затем видеозапись приобщается к протоколу о совершении административного правонарушения. Это кажется прогрессивным. Но вопрос остается без ответа, а кто будет отвечать за качество съемки ночью, что на ней все будет четко видно, или что запись каким-то чудом не сотрется.

КСТАТИ

Кто, за что, сколько будет оштрафован

Штрафы для пешеходов:

за переход дороги в неположенном месте:

  • Штрафы для велосипедистов:*

за нарушение правил дорожного движения:

За создание аварийной ситуации:

Рада обратилась к международному сообществу с призывом осудить оккупацию Крыма