Котировки

Держаться нету больше сил. Дождется ли мост Патона своей реставрации

Сердюк Анастасія
Общество
29 Mar 14:00   

Мост Патона обещают реконструировать к концу 2025 года. Продлится ли он до этой даты, зачем нам нужны трамваи на мосту и почему компания, не имеющая соответствующего опыта, выиграла конкурс?

Победитель без опыта

Со второй попытки коммунальной корпорации "Киевавтодор" удалось провести аукцион и определиться с разработчиком проектно-сметной документации на восстановление моста Патона. Первый тендер был назначен на 9 октября 2020 года с ожидаемой стоимостью 21,5 млн грн, но аукцион не состоялся: предложения участников были отклонены. Победителем тендера, состоявшегося 18 марта, стало ООО "Интерпроект ГмбХ". Цена закупки составляет 46,4 млн грн, что в два раза больше прошлогодней суммы.

Мало что известно об этой инженерной компании. Она проектирует промышленные объекты с 2006 года, сначала выполняя заказы в аграрном секторе, а затем переходя на коммунальную инфраструктуру. В портфеле есть реконструкция маслоэкстракционного завода в Запорожской области, проект элеватора в Черниговской области, рабочая документация завода в Луганской области и так далее, но-ни одного моста. Мост Патона станет первым проектом такого рода для компании.

По мнению руководителя общественной организации "Развитие инфраструктуры" Станислава Гвоздикова, отсутствие такого опыта является существенным недостатком при разработке документации.

По первоначальным расчетам, самый дешевый вариант строительства трамвайной линии через бульвар Леси Украинки обойдется примерно в 45-55 миллионов долларов

"Речь идет о стратегическом объекте, кроме того, этот мост имеет огромную историческую ценность. Понятно, что таким важным проектом должна заниматься компания, которая является лидером в этой отрасли, то есть имеет репутацию и международное признание", - комментирует эксперт. Он уверен, что такое условие должно было быть заложено в условия конкурса, но этого не произошло. "Это свидетельствует о некомпетентности заказчика", — сказал Гвоздиков.

Виталий Селик, глава Киевсовета по градостроительству, напротив, считает, что отсутствие подобных проектов в портфеле компании вряд ли является проблемой.

"Самое главное, чтобы тендер выиграла не компания-однодневка, как иногда бывает на таких конкурсах", - отмечает собеседник "Фокуса". - Им [Межпроекту] придется привлекать мостостроителей, а таких специалистов на украинском рынке не так много. Конечно, должен быть и контроль, и экспертиза, но я не вижу особой проблемы."

С ним согласен Андрей Яценюк, урбанист и основатель архитектурной фирмы Design Hub International.

"Часто можно встретить практику, когда генеральным проектировщиком выступает одна компания, а субподрядчиком для проектирования отдельных участков проекта выступает узкоспециализированная компания, в том числе государственный проектный институт с соответствующим опытом. Этого уже может быть достаточно для разработки качественной проектной документации",-говорит архитектор.

На краю

Проект паромной переправы, соединяющей правый и левый берега Киева, коллектив под руководством инженера и академика Евгения Патона разработал еще в 40-е годы прошлого века. Строительство моста было завершено летом 1953 года, и он был официально открыт 5 ноября. В 1990-е годы киевские власти впервые задумались о необходимости реконструкции моста, но этого так и не произошло. В 2004 году отсюда убрали трамвайную линию, а к проезжей части добавили обратную полосу.

В 2019 году специалисты Института металлоконструкций им. Шимановский провел обследование моста и назвал его состояние критическим. Представитель Института электросварки имени Патона Валерий Позняков, в свою очередь, заявил, что задержка с восстановительными работами может привести к разрушению конструкции. В конце того же года здесь было зафиксировано серьезное проседание плиты. Однако после проведения ремонтных работ состояние моста существенно не улучшилось. Чтобы хоть как-то снизить нагрузку на конструкцию, на мосту было ограничено движение: две крайние полосы были закрыты для проезда, а движение грузовиков и троллейбусов - "гармошек" - запрещено.

В сентябре прошлого года Киевская городская государственная администрация официально объявила, что мост будет восстановлен. В то же время мэр города Виталий Кличко пообещал, что во время работ движение по мосту не будет прекращено, поскольку это важная транспортная артерия, соединяющая правый берег с левым.

Годы и годы

Компания "Интерпроект" должна подготовить проектно-сметную документацию на реставрацию к концу 2022 года. По словам замминистра финансов и экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, заявленный срок вполне оправдан.

"Это нормально для проектной документации, особенно для такого объекта, как мост Патона. Ведь необходимо учитывать сохранение его исторической ценности, но в то же время приводить его в надлежащее состояние", - подчеркивает эксперт.

Между тем конструктор не станет начинать подготовку документации с нуля, вспоминает Виталий Селик. До этого предпроектной разработкой занимались как минимум две научные организации-Институт Шимановского и Институт им. Патон.

"По многим пунктам компании придется готовить действительно новую проектную документацию. Но нельзя забывать, что мост находится в плачевном состоянии, поэтому желательно ускорить этот процесс", - говорит урбанист.

Виталий Кличко пообещал, что движение по мосту не будет прекращено на время проведения работ, поскольку это важная транспортная артерия, соединяющая правый берег с левым

По словам архитектора Андрея Яценюка, часть проектной документации может осуществляться параллельно с выполнением непосредственно строительных работ. Если эти процессы идут одновременно, то период разработки проекта не так важен, как период самой реконструкции, объясняет он.

Реставрация объекта, сметная стоимость которого составит 7 млрд грн, рассчитана до 31 декабря 2025 года. Некоторые эксперты жестко критикуют период восстановления моста.

"Я не верю, что мост Патона будет построен даже раньше 2022 года, не говоря уже о конце 25-го", - говорит Станислав Гвоздиков из организации "Развитие инфраструктуры".

Однако Александр Кава считает, что меры по ограничению движения по мосту, принятые местными властями для разгрузки сооружения, в настоящее время достаточны для поддержания объекта в рабочем состоянии.

Метромост три года назад также был признан "ограниченно эксплуатируемым". В КГГА заявили, что его капитальный ремонт должен быть проведен до 2022 года

Андрей Яценюк подтверждает, что заявленный срок реконструкции по международным меркам выглядит слишком долгим. В то же время он предполагает, что это связано в первую очередь с тем, что мост не будет полностью закрыт во время реконструкции. Другая возможная причина - графики финансирования.

"При выполнении такой работы задействовано множество факторов, влияющих на сроки", - говорит эксперт. — В Украине это часто недостаток финансирования и неэффективность выполнения работ коммунальщиками."

В то же время Яценюк недоумевает, почему Киевавтодор планирует дать гарантию только на 10 лет. В мире такие сооружения, в том числе целостность дорожного полотна, гарантированы на 50 лет, говорит архитектор. По словам Виталия Селика, реставрационные работы на мосту Патона должны быть проведены еще по одной важной причине. Хорошо известно, что соседний метромост также был признан "частично эксплуатируемым" три года назад. В администрации города заявили, что его капитальный ремонт должен быть проведен к 2022 году. Иными словами, в какой-то момент киевляне могут столкнуться с тем, что движение транспорта будет ограничено на двух важных столичных перекрестках из-за ремонта, что может привести к серьезному коллапсу на дорогах. Однако если затянуть ремонт, все может закончиться гораздо хуже.

Большие планы

В рамках реконструкции моста планируется отремонтировать проезжую часть и тротуары, добавить восьмую полосу для транспорта и велосипедных дорожек, а также восстановить барьерные и перильные ограждения. Кроме того, Киевавтодор намерен вернуть трамвайное сообщение через мост и даже сделать специальный подъем/спуск на Венецианский остров для пешеходов,велосипедистов и маломобильных групп населения. По словам Яценюка, реализация такого проекта возможна, если дорожное полотно будет заменено металлическими конструкциями, которые значительно легче железобетонных. Это позволит существующим опорам выдержать вес большего количества полос движения.

Виталий Селик считает, что если трамваи вернут на мост, то это будет настоящая победа киевлян.

"За последние несколько месяцев общественность отстаивала эту позицию перед Департаментом транспорта Киевской городской государственной администрации, и теперь мы видим, что такой пункт есть в техническом задании", - подчеркивает урбанист. Как поясняет эксперт, трамвайная линия в одном направлении обеспечивает перевозку в 8-10 раз большего количества людей, чем одна автомобильная полоса.

"Двух полос для легковых автомобилей в каждом направлении, одной полосы для автобусов и троллейбусов и одной трамвайной линии будет достаточно, чтобы перевезти в 2-3 раза больше пассажиров, чем сейчас перевозит мост", - говорит Селик.

Возвращение трамвайной линии в настоящее время противоречит действующему Генплану столицы. Однако Селик надеется, что в ближайшее время в документ будут внесены поправки, которые позволят соединить правый и левый берега города трамвайным сообщением, как это было когда-то. В начале года Киевсовет уже рассматривал различные варианты возможных маршрутов такой линии. По первоначальным подсчетам, самый дешевый вариант через бульвар Леси Украинки обойдется примерно в 45-55 миллионов долларов.

"Это стоимость 10 поездов метро, или четырех стеклянных мостов возле Арки Дружбы народов, или 500 м строительства глубокого метро", - написал Селик на своей странице в Facebook

шулявский путепровод

Путепровод в Киеве, являющийся частью Малой окружной автомобильной дороги. Соединяет улицу Александра Довженко и улицу Вадима Гетьмана

запорожская область

Административно-территориальная единица на юго-востоке Украины. Граничит на западе с Херсонской областью, на севере — с Днепропетровской областью, на востоке — с Донецкой областью, на юге омывается Азовским морем

черниговская область

Область на севере Украины. Граничит на западе с Киевской областью, на востоке — с Сумской, на юге — с Полтавской областями Украины, на севере — с Гомельской областью Белоруссии и с Брянской областью Российской Федерации

луганская область

Об административной единице Украины. О непризнанном государственном образовании см

леся украинка

19 июля 1913, Сурами, Тифлисская губерния) — украинская поэтесса, писательница, переводчица. Писала в самых разнообразных жанрах: поэзии, лирике, эпосе, драме, прозе, публицистике; работала в области фольклористики ; активно участвовала в украинском национальном движении

остапенко елена

интерпроект

minecraft

патон евгений

украинский институт стальных конструкций имени в. н. шимановского

институт электросварки имени е. о. патона

позняк зенон

кличко виталий

мост метро

киевская городская государственная администрация

украина

венецианский остров

киевский городской совет

facebook