Котировки

Дороги в пробках и спецпропуска за взятки: почему локдаун в Киеве – провал и позор власти

Бобрович Яна
Общество
06 Apr 09:56   

В понедельник, 5 апреля, в Киеве началась блокада. Улицы города были заполнены автомобилями, стоимость проезда на такси значительно возросла. В то же время поезда Киевского метрополитена, который продолжает работать, но перевозит пассажиров только по специальным пропускам, ходят пустыми. Основными выводами после первого дня блокировки эксперты поделились с the Telegraph.

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины, народный депутат V-VI созывов Алексей Плотников называет главный вывод блокады-крайнюю степень неготовности городских властей к ужесточению.

"Если бы о его введении было объявлено вчера, это было бы понятно. Но об этом было объявлено почти через 10 дней. Почему не были готовы специальные пропуска, а система их распределения не была доведена до совершенства? Врачи, продавцы, коммунальщики не могли вовремя добраться до места работы? Или вообще туда попасть? - задает Плотников вопросы. - Таксисты взвинтили цены в три раза, в то время как общественный транспорт, включая метро, ходит полупустым. Стало недоброй традицией, что власти показывают свою неспособность осуществить то, что они сами задумали. При этом я не ставлю под сомнение необходимость ужесточения карантинных мер - мы все видим, как растет число заболевших и смертей. Вопросы связаны с реализацией заявленного комплекса мер."

То, что центральная власть переложила всю ответственность за карантинные мероприятия на местную, Алексей Плотников считает холодным расчетом.

"Так центр пытается сохранить остатки своего имиджа. Хотя от "яркого образа" Кабинета министров, президента и им подобных, как по мне, так мало что осталось", - отмечает эксперт. Политико-экономический эксперт Института Гроуфорда Валерий Клочок уверен, что вопрос введения локаута приобрел чисто политический характер, отодвинув эпидемиологические аспекты (а Минздрав фиксирует рост заболеваемости и смертности от covid) на второй план.

"Центральная власть пытается переложить всю ответственность за антипандемические меры на местные власти, оппозиционные политики систематически критикуют правительство и президента за неэффективность борьбы с covid, местные власти пытаются ввести ограничения таким образом, чтобы не будоражить общины. Все стремятся к политической выгоде. Они не спешат думать о гражданах. Например, в столице сегодня общественный транспорт был полупустым, а дороги утопали в пробках. Пропуска на метро, трамваи и автобусы приобретались за взятки. Все это указывает на отсутствие системного подхода к организации карантинных мероприятий. И эта картина характерна не только для Киева", - отмечает Валерий Клочок.

По его мнению, действия местных и центральных органов власти должны быть скоординированы с точки зрения зон ответственности.

"Правительство и парламент должны подумать о том, как снизить налоги для предпринимателей на уровне изменений в законодательство. Местным органам власти - принимать решения по оптимизации работы предприятий, наличию людей в местах массового скопления людей, минимизировать арендную плату за коммунальное имущество, обеспечить бесперебойную работу крупных предприятий и торговых сетей независимо от вида реализуемой там продукции. И так далее. Например, закрытие сети строительных магазинов "Эпицентр" - это временное ограничение на получение дохода для 34 тысяч сотрудников. Хотя торговые районы там мало чем отличаются от продуктовых супермаркетов. Бездумное закрытие торговых центров, где в будний день можно увидеть лишь нескольких покупателей, вообще не выдерживает критики", - подчеркивает эксперт. - Работа предпринимателей на открытых рынках также не представляет потенциальной угрозы для распространения инфекции, но они закрыты. И таких примеров сотни, в тех областях, где число сотрудников достигает миллионов. Еще раз подводим итог: отсутствие вменяемого (оптимального) комплекса мер со стороны властей по противодействию распространению пандемии только вредит и бизнесу, и самой власти."

Следует отметить, что для жителей столицы сегодня остро стоит вопрос перемещения по городу.

В киевской милиции сообщили, что сотрудники правоохранительных органов патрулируют улицы города на предмет соблюдения карантинных ограничений, а также проверяют загруженность общественного транспорта и наличие специальных пропусков для пассажиров.