В ближайшее время в Украине начнет работать Центр по противодействию дезинформации. О работе нового органа объявил 9 марта Владимир Зеленский, выступая на открытии форума "Украина 30". Он не стал подробно говорить о функциональности Центра, его полномочиях и стоимости для налогоплательщиков. Презентация запланирована на конец марта.
Подробнее о новой структуре" КП в Украине " обратилась к человеку, стоявшему у истоков инициативы ее создания, экс-замминистра информационной политики Дмитрию Золотухину. Основатель Института постинформационного общества рассказал, каким должен быть Центр, который будет заниматься борьбой с фейками, во сколько это обойдется государственному бюджету и станет ли это первым шагом к ограничению свободы слова.
Вопрос в деньгах и власти
- Президент Владимир Зеленский и профильный министр Александр Ткаченко объявили о запуске Центра по противодействию дезинформации. Дмитрий, какой это должен быть орган?
- Говорят, если не знаешь, что делать, создай государственный орган, если опять не знаешь, ликвидируй. Нечто подобное произошло и с Министерством информационной политики.
Проект создания группы специалистов, которые будут заниматься исключительно вопросами дезинформации, обсуждается с июня 2014 года. Напомню, что в то время действовал Информационно-аналитический центр СНБО, в котором я имел честь работать. Когда я был заместителем министра информационной политики, вместе с Артемом Биденко (статс - секретарь Министерства культуры и информационной политики,-авт.) мы работали над внебюджетным проектом такого центра, который должен был взаимодействовать в основном с общественными организациями в сфере противодействия дезинформации. Однако все сводилось к двум вопросам: деньги и власть. Бюджет необходим для того, чтобы нанять высококлассных специалистов рынка коммуникаций, а также обеспечить их необходимыми технологиями. Полномочия нужны для того, чтобы Центр мог активно сотрудничать со всеми госорганами, сотрудников которых нельзя было просто так уволить.
-
- Чтобы понять, что такое дезинформация - кто и по каким критериям должен оценивать те или иные заявления, публикации и посты в социальных сетях?*
- Украинское правительство имеет (или, по крайней мере, должно иметь) стратегию и план действий по изменению страны к лучшему, будь то в сфере здравоохранения или в реформе судебной системы. Такой план обязательно сопровождается планом коммуникации с населением об изменениях. Итак, дезинформация-это любые преднамеренные действия в информационном пространстве, препятствующие достижению государством своих целей путем преднамеренного и организованного распространения ложной или манипулятивной информации. Поэтому противодействие дезинформации-это помощь правительству в реализации его плана.
Спецслужбы должны следить за тем, чтобы этот план не нарушался извне. Однако в отсутствие такой структуры среди спецслужб мы уже несколько лет говорим о гражданских структурах, подобных этому Центру.
Нужна ли мне "матрица угроз"?
- Как я могу быстро идентифицировать подделки? Должен ли этот мониторинг проводиться кем - то "вручную" или с помощью специальной программы?
- Для ответа на этот вопрос требуется отдельная статья или даже диссертация. Такие автоматизированные программные системы существуют и успешно работают во всем мире. Например, один из производителей, Palantir, недавно успешно вышел на IPO, значительно увеличив свою капитализацию.
С моей точки зрения, вопрос раннего обнаружения (обнаружения, - авт.) подделок должен быть автоматизирован. В противном случае сотрудники Центра просто погибнут под валом поступающей информации. Я был на их месте, когда работал в Минстете, и знаю, о чем говорю.
Существующие в Украине технологические комплексы уже давно выполняют аналогичные задачи. Однако есть некоторые вопросы, которые они пока не могут решить. Например, медиа-мониторинг угроз без предварительного описания ключевых слов. У нас тоже есть решения таких проблем. Не хватает денег и авторитета.
-
- Какие слова/фразы следует отслеживать, чтобы вовремя обнаружить угрозу? Фейки могут быть самыми разнообразными: сегодня-о вакцине covid, завтра-о ситуации на Донбассе, а послезавтра - о личной жизни кого-то из высокопоставленных чиновников страны.*
- Для решения этого вопроса наши коллеги, работающие в центре мониторинга Вооруженных сил Литвы, используют специально разработанную и утвержденную "матрицу угроз". Это, по сути, техническое задание для центра мониторинга о том, на что нужно обращать внимание и какие угрозы нужно ловить.
Однако новая эра угроз говорит о том, что мониторинг ключевых слов не имеет никаких перспектив. Потому что мы не можем заранее знать, куда он пойдет.
В апреле прошлого года, например, им пришла в голову идея, что, мол, в Украине есть "американские биолаборатории, в которых создали коронавирус"." Скажите, какому больному мозгу должна прийти в голову такая идея, чтобы заранее подготовить ключевые слова для такой подделки?
Поэтому существуют технологии и решения, позволяющие управлять информационным полем, а не полагаться на ключевые слова.
"У главы Центра должны быть, извините, яйца"
*- Если фальшивка обнаружена, то как быстро ее нужно опровергнуть, чтобы она не пошла "гулять" в массы? *
- С моей точки зрения, противодействие дезинформации-это бизнес-процесс. У него есть свои этапы, стадии и продукты. Я выделяю пять: обнаружение-верификация-принятие решений-создание контента-коммуникация.
Идеальный показатель для принятия решения о реагировании на угрожающую историю-90-180 минут. Затем идет подготовка соответствующих коммуникаций: брифингов, пресс-релизов, постов в социальных сетях и даже поездок политиков на ток-шоу.
Мне кажется, что мощная информационная позиция представителя государства должна появиться в тот же день, когда стало известно о распространении фейка.
-
- Кого должен контролировать Центр по противодействию дезинформации-СНБО, Минкультуры, СБУ?*
- На самом деле это не имеет большого значения. Эта структура не предназначена для принятия решений или управления. Это служба. В принципе, это как уборщица или уборщица в компании. Услуги по уборке. Если где-то, извините, линия дерьма обрывается, то правильные сотрудники приходят с правильными инструментами, швабрами и очистителями воздуха. Где вы разместите свой клининговый отдел в вашей крупной компании, абсолютно не имеет значения. Главное, чтобы это быстро снимало проблему.
- А какие должны быть требования к руководителю Центра?
- С моей точки зрения, это должен быть человек, который знает и понимает, как работают специальные информационные операции иностранных спецслужб, понимает, как работают государственные коммуникации, имеет опыт работы в государственном аппарате, знает инструменты информационных кампаний, понимает, как работают СМИ всех видов. И понимает мониторинг СМИ, SMM, работу с журналистами.
И, пожалуй, самое главное, имеет, извините, наглость говорить неприятные вещи руководству страны. Ибо довольно часто причиной дезинформации является как раз деятельность представителей государственного аппарата.
Центр при Госдепартаменте стоит 60 миллионов долларов в течение 2 лет
- Сколько может стоить эффективная работа Центра по борьбе с дезинформацией государственному бюджету страны?
- Для сравнения: бюджет Целевой группы East Stratcom (Брюссельский центр) находится на уровне 5 миллионов евро в год. Бюджет Хельсинкского гибридного центра передового опыта составляет 1,4 миллиона евро в год. Бюджетная программа Центра глобального взаимодействия при Госдепартаменте США составляет 60 миллионов долларов на 2 года. С моей точки зрения, основные расходы для Украины будут лежать на достойной зарплате специалистов центра. А также при наличии технологического оборудования и программного обеспечения. Если помните, однажды Александр Данилюк (бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны, - авт.) устроил скандал, когда не нашел в Кабинете президента центра мониторинга. В Украине есть люди, которые умеют строить такие Центры. Все они известны.
-
- Кто сейчас борется с дезинформацией в Украине?*
- Абсолютно все государственные органы. По крайней мере, это должны делать абсолютно все. И это тоже должны делать все граждане Украины. Надеяться на какие-то отдельные структуры-все равно что верить, что только Минздрав спасет нас от коронавируса. Это идиотизм. Каждый - кузнец своего собственного счастья.
"Правда, неприятная для власти, должна быть подкреплена аргументами"
- Как установить грань между дезинформацией и неприятной для властей правдой?
- Прежде всего - не нужно изобретать велосипед и ставить ребра. Нам нужно вернуться к простому человеческому постулату, что есть ложь и есть истина. Вам не нужно обсуждать погоду, если вы даже не потрудились выглянуть в окно, чтобы посмотреть, идет ли дождь. Неприятная для власти правда должна быть подкреплена аргументами и документами. Если это умозрительный вывод, то он неверен.
-
- Кроме поиска и быстрого опровержения дезинформации, Центру должны быть предоставлены дополнительные функции - например, внести предложение в СНБО о применении санкций, обратиться в суд с требованием отозвать лицензию, запретить публикацию печатного издания?*
- Центр не должен ничего опровергать. Опровержение - это вообще исключительно слабая реакция государственных органов на кризисные ситуации. После того, как угроза обнаружена, необходимо найти информацию, подтверждающую, что распространяется ложь. Органы, компетентные в каждом вопросе, должны продолжать действовать. Так что фальшивки о вакцинах должны быть опровергнуты Минздравом.
Центр может привезти только боеприпасы и снаряды для этой цели. И все должны стрелять.
То же самое относится и ко всем другим функциям, которые вы назвали. Пусть каждый занимается своим делом.
СПРАВКА
Дмитрий Золотухин
2003-получил диплом специалиста по праву в Национальной академии СБУ.
2009-окончил Украинский государственный университет международных финансов и торговли, получил второе высшее образование и степень магистра по специальности "менеджмент внешнеэкономической деятельности".
С 2003 года работал в органах национальной безопасности Украины. С 2007 года занимается изучением и популяризацией в Украине технологий конкурентной разведки, методов информационно-аналитического обеспечения бизнеса, защиты коммерческих структур от "черного пиара", негатива и информационной агрессии. Первый украинский спикер на международной конференции по конкурентной разведке, организованной Немецким институтом конкурентной разведки.
С июля по декабрь 2014 года он консультировал Информационно-аналитический центр СНБО по вопросам проверки информации и использования инструментов онлайн-расследований, а также налаживания сотрудничества с такими исследовательскими группами, как Ukraine@War и Bellingcat.