Котировки

Эксперт по нацбезопасности Дмитрий Золотухин: Центр противодействия дезинформации только подносит "патроны". "Стрелять" должны все

Сацюк Андрій
Общество
10 Mar 07:00   

В ближайшее время в Украине начнет работать Центр по противодействию дезинформации. О работе нового органа объявил 9 марта Владимир Зеленский, выступая на открытии форума "Украина 30". Он не стал подробно говорить о функциональности Центра, его полномочиях и стоимости для налогоплательщиков. Презентация запланирована на конец марта.

Подробнее о новой структуре" КП в Украине " обратилась к человеку, стоявшему у истоков инициативы ее создания, экс-замминистра информационной политики Дмитрию Золотухину. Основатель Института постинформационного общества рассказал, каким должен быть Центр, который будет заниматься борьбой с фейками, во сколько это обойдется государственному бюджету и станет ли это первым шагом к ограничению свободы слова.

Вопрос в деньгах и власти

- Президент Владимир Зеленский и профильный министр Александр Ткаченко объявили о запуске Центра по противодействию дезинформации. Дмитрий, какой это должен быть орган?

  • Говорят, если не знаешь, что делать, создай государственный орган, если опять не знаешь, ликвидируй. Нечто подобное произошло и с Министерством информационной политики.

Проект создания группы специалистов, которые будут заниматься исключительно вопросами дезинформации, обсуждается с июня 2014 года. Напомню, что в то время действовал Информационно-аналитический центр СНБО, в котором я имел честь работать. Когда я был заместителем министра информационной политики, вместе с Артемом Биденко (статс - секретарь Министерства культуры и информационной политики,-авт.) мы работали над внебюджетным проектом такого центра, который должен был взаимодействовать в основном с общественными организациями в сфере противодействия дезинформации. Однако все сводилось к двум вопросам: деньги и власть. Бюджет необходим для того, чтобы нанять высококлассных специалистов рынка коммуникаций, а также обеспечить их необходимыми технологиями. Полномочия нужны для того, чтобы Центр мог активно сотрудничать со всеми госорганами, сотрудников которых нельзя было просто так уволить.

    • Чтобы понять, что такое дезинформация - кто и по каким критериям должен оценивать те или иные заявления, публикации и посты в социальных сетях?*
  • Украинское правительство имеет (или, по крайней мере, должно иметь) стратегию и план действий по изменению страны к лучшему, будь то в сфере здравоохранения или в реформе судебной системы. Такой план обязательно сопровождается планом коммуникации с населением об изменениях. Итак, дезинформация-это любые преднамеренные действия в информационном пространстве, препятствующие достижению государством своих целей путем преднамеренного и организованного распространения ложной или манипулятивной информации. Поэтому противодействие дезинформации-это помощь правительству в реализации его плана.

Спецслужбы должны следить за тем, чтобы этот план не нарушался извне. Однако в отсутствие такой структуры среди спецслужб мы уже несколько лет говорим о гражданских структурах, подобных этому Центру.

Нужна ли мне "матрица угроз"?

- Как я могу быстро идентифицировать подделки? Должен ли этот мониторинг проводиться кем - то "вручную" или с помощью специальной программы?

  • Для ответа на этот вопрос требуется отдельная статья или даже диссертация. Такие автоматизированные программные системы существуют и успешно работают во всем мире. Например, один из производителей, Palantir, недавно успешно вышел на IPO, значительно увеличив свою капитализацию.

С моей точки зрения, вопрос раннего обнаружения (обнаружения, - авт.) подделок должен быть автоматизирован. В противном случае сотрудники Центра просто погибнут под валом поступающей информации. Я был на их месте, когда работал в Минстете, и знаю, о чем говорю.

Существующие в Украине технологические комплексы уже давно выполняют аналогичные задачи. Однако есть некоторые вопросы, которые они пока не могут решить. Например, медиа-мониторинг угроз без предварительного описания ключевых слов. У нас тоже есть решения таких проблем. Не хватает денег и авторитета.

    • Какие слова/фразы следует отслеживать, чтобы вовремя обнаружить угрозу? Фейки могут быть самыми разнообразными: сегодня-о вакцине covid, завтра-о ситуации на Донбассе, а послезавтра - о личной жизни кого-то из высокопоставленных чиновников страны.*
  • Для решения этого вопроса наши коллеги, работающие в центре мониторинга Вооруженных сил Литвы, используют специально разработанную и утвержденную "матрицу угроз". Это, по сути, техническое задание для центра мониторинга о том, на что нужно обращать внимание и какие угрозы нужно ловить.

Однако новая эра угроз говорит о том, что мониторинг ключевых слов не имеет никаких перспектив. Потому что мы не можем заранее знать, куда он пойдет.

В апреле прошлого года, например, им пришла в голову идея, что, мол, в Украине есть "американские биолаборатории, в которых создали коронавирус"." Скажите, какому больному мозгу должна прийти в голову такая идея, чтобы заранее подготовить ключевые слова для такой подделки?

Поэтому существуют технологии и решения, позволяющие управлять информационным полем, а не полагаться на ключевые слова.

"У главы Центра должны быть, извините, яйца"

*- Если фальшивка обнаружена, то как быстро ее нужно опровергнуть, чтобы она не пошла "гулять" в массы? *

  • С моей точки зрения, противодействие дезинформации-это бизнес-процесс. У него есть свои этапы, стадии и продукты. Я выделяю пять: обнаружение-верификация-принятие решений-создание контента-коммуникация.

Идеальный показатель для принятия решения о реагировании на угрожающую историю-90-180 минут. Затем идет подготовка соответствующих коммуникаций: брифингов, пресс-релизов, постов в социальных сетях и даже поездок политиков на ток-шоу.

Мне кажется, что мощная информационная позиция представителя государства должна появиться в тот же день, когда стало известно о распространении фейка.

    • Кого должен контролировать Центр по противодействию дезинформации-СНБО, Минкультуры, СБУ?*
  • На самом деле это не имеет большого значения. Эта структура не предназначена для принятия решений или управления. Это служба. В принципе, это как уборщица или уборщица в компании. Услуги по уборке. Если где-то, извините, линия дерьма обрывается, то правильные сотрудники приходят с правильными инструментами, швабрами и очистителями воздуха. Где вы разместите свой клининговый отдел в вашей крупной компании, абсолютно не имеет значения. Главное, чтобы это быстро снимало проблему.

- А какие должны быть требования к руководителю Центра?

  • С моей точки зрения, это должен быть человек, который знает и понимает, как работают специальные информационные операции иностранных спецслужб, понимает, как работают государственные коммуникации, имеет опыт работы в государственном аппарате, знает инструменты информационных кампаний, понимает, как работают СМИ всех видов. И понимает мониторинг СМИ, SMM, работу с журналистами.

И, пожалуй, самое главное, имеет, извините, наглость говорить неприятные вещи руководству страны. Ибо довольно часто причиной дезинформации является как раз деятельность представителей государственного аппарата.

Центр при Госдепартаменте стоит 60 миллионов долларов в течение 2 лет

- Сколько может стоить эффективная работа Центра по борьбе с дезинформацией государственному бюджету страны?

  • Для сравнения: бюджет Целевой группы East Stratcom (Брюссельский центр) находится на уровне 5 миллионов евро в год. Бюджет Хельсинкского гибридного центра передового опыта составляет 1,4 миллиона евро в год. Бюджетная программа Центра глобального взаимодействия при Госдепартаменте США составляет 60 миллионов долларов на 2 года. С моей точки зрения, основные расходы для Украины будут лежать на достойной зарплате специалистов центра. А также при наличии технологического оборудования и программного обеспечения. Если помните, однажды Александр Данилюк (бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны, - авт.) устроил скандал, когда не нашел в Кабинете президента центра мониторинга. В Украине есть люди, которые умеют строить такие Центры. Все они известны.
    • Кто сейчас борется с дезинформацией в Украине?*
  • Абсолютно все государственные органы. По крайней мере, это должны делать абсолютно все. И это тоже должны делать все граждане Украины. Надеяться на какие-то отдельные структуры-все равно что верить, что только Минздрав спасет нас от коронавируса. Это идиотизм. Каждый - кузнец своего собственного счастья.

"Правда, неприятная для власти, должна быть подкреплена аргументами"

- Как установить грань между дезинформацией и неприятной для властей правдой?

  • Прежде всего - не нужно изобретать велосипед и ставить ребра. Нам нужно вернуться к простому человеческому постулату, что есть ложь и есть истина. Вам не нужно обсуждать погоду, если вы даже не потрудились выглянуть в окно, чтобы посмотреть, идет ли дождь. Неприятная для власти правда должна быть подкреплена аргументами и документами. Если это умозрительный вывод, то он неверен.
    • Кроме поиска и быстрого опровержения дезинформации, Центру должны быть предоставлены дополнительные функции - например, внести предложение в СНБО о применении санкций, обратиться в суд с требованием отозвать лицензию, запретить публикацию печатного издания?*
  • Центр не должен ничего опровергать. Опровержение - это вообще исключительно слабая реакция государственных органов на кризисные ситуации. После того, как угроза обнаружена, необходимо найти информацию, подтверждающую, что распространяется ложь. Органы, компетентные в каждом вопросе, должны продолжать действовать. Так что фальшивки о вакцинах должны быть опровергнуты Минздравом.

Центр может привезти только боеприпасы и снаряды для этой цели. И все должны стрелять.

То же самое относится и ко всем другим функциям, которые вы назвали. Пусть каждый занимается своим делом.

СПРАВКА

Дмитрий Золотухин

2003-получил диплом специалиста по праву в Национальной академии СБУ.

2009-окончил Украинский государственный университет международных финансов и торговли, получил второе высшее образование и степень магистра по специальности "менеджмент внешнеэкономической деятельности".

С 2003 года работал в органах национальной безопасности Украины. С 2007 года занимается изучением и популяризацией в Украине технологий конкурентной разведки, методов информационно-аналитического обеспечения бизнеса, защиты коммерческих структур от "черного пиара", негатива и информационной агрессии. Первый украинский спикер на международной конференции по конкурентной разведке, организованной Немецким институтом конкурентной разведки.

С июля по декабрь 2014 года он консультировал Информационно-аналитический центр СНБО по вопросам проверки информации и использования инструментов онлайн-расследований, а также налаживания сотрудничества с такими исследовательскими группами, как Ukraine@War и Bellingcat.

За что чаще всего оправдывают женщин-политиков

золотухин дмитрий

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

мэс центра

Это крупнейшее предприятие, входящее в состав ОАО «ФСК ЕЭС», осуществляющее эксплуатацию линий электропередачи и подстанций сверхвысокого напряжения Центрального региона России.

ткаченко александр

Украинский медиа-менеджер, продюсер, журналист, телеведущий, народный депутат Верховной рады IX созыва, глава Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики. Почетный президент 1+1 медиа

совет национальной безопасности и обороны украины

арбузов сергей

palantir

министерство информационной политики украины

литва

служба безопасности украины

государственный департамент сша

иносми.ру

siemens

данилюк александр

офис

министерство здравоохранения украины

национальная академия наук беларуси

путин владимир владимирович

bellingcat