Котировки

Эксперт: попытка национализации "Мотор Сич" станет "черной" страницей в инвестиционной истории Украины

Сацюк Андрій
Общество
03 Mar 22:05   

Законная национализация "Мотор Сич" невозможна, считает Александр Охрименко / фото УНИАН

Легальная национализация "Мотор Сич" невозможна, считает Александр Охрименко / фото УНИАН

Украинское законодательство не содержит механизма национализации частных компаний, которые ранее были приватизированы и находятся в частной собственности. Решение парламента о национализации "Мотор Сич", если правительство и политики решатся на такой шаг, станет "черной" страницей в инвестиционной истории Украины с далеко идущими негативными последствиями. Об этом заявил экономический аналитик, руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко в ответ на заявление спикера Верховной Рады Давида Арахамии о подготовке к внесению в парламент законопроекта о национализации "Мотор Сич", пишет РБК-Украина.

"Украинское законодательство не предполагает национализации предприятий и не содержит такого механизма. Существует серьезная правовая коллизия в сфере сделок с акциями частных компаний, имеющих существенное политическое или стратегическое значение. Любой юрист скажет: нельзя отменить приватизацию предприятия без существенного юридического, экономического или политического ущерба государству Украина", - сказал эксперт. Охрименко добавил, что сомнительное правовое решение о национализации "Мотор Сич" даже через принятие отдельного закона только усилит китайских инвесторов украинских компаний в международном арбитраже, так как спорная с точки зрения права национализация Украины только что завершилась "незаконной экспроприацией активов" китайских инвесторов.

Новый закон о приватизации стратегических предприятий Украины также разрабатывается для принятия Парламентом. Но даже если он будет принят в соответствии с Конституцией и общепринятыми международно - правовыми нормами, новый закон не будет иметь обратной силы-он не может стать основанием для пересмотра решений и действий, имевших место в то время в действующем законодательном поле. Соответственно, как говорит эксперт, провести национализацию "Мотор Сич" без нарушения правовых норм как украинских, так и международных невозможно.

"Для реализации сценария национализации "Мотор Сич", а также для пересмотра итогов приватизации в Украине, о которых мы в последнее время слышим все чаще, необходимо будет принять отдельный закон, регулирующий такие вопросы. Но многие парламентские политические силы находятся в прямой зависимости от тех, кто может пострадать в случае принятия такого закона, поэтому перспектива его принятия довольно туманна. Следует также помнить, что многие приватизированные предприятия уже много раз меняли собственников, а некоторые находятся в собственности иностранных инвесторов, поэтому любая национализация станет "черной" страницей в инвестиционной истории Украины с далеко идущими последствиями",-сказал Александр Охрименко о возможном развитии событий.

Аналитик заметил, что Украине невозможно объяснить или обосновать важность национализации "Мотор Сич", поскольку предприятие даже не имело статуса стратегического предприятия - Запорожский завод потерял его в 2015 году, когда был исключен из списка постановлением Кабмина.

Спикер Верховной Рады Давид Арахамия заявил, что законопроект о национализации "Мотор Сич" будет внесен в парламент на этой неделе: "Это вопрос обороноспособности. Для того, чтобы урегулировать правовой статус этой компании, которая является крупным производителем двигателей для вертолетов", - сказал он. Ранее глава МВД Арсен Аваков заявил, что "Мотор Сич", став крупнейшим получателем субсидий и льгот из госбюджета, лишь создает видимость производства. Министерство внутренних дел, по словам министра, не смогло закупить самолеты производства "Мотор Сич", поэтому было вынуждено закупать продукцию Airbus. Кроме того, как рассказал Аваков, бывший владелец "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, за долгие годы независимости, а затем и военного конфликта с РФ на востоке Украины, не наладил импортозамещение, поэтому собирает вертолеты из российских комплектующих, которые в обход санкций и ограничений попадают в Украину через третьи страны.

Как известно, китайские владельцы контрольного пакета акций инициировали иск в международный арбитраж против Украины, где требуют от государства возместить им убытки в размере 3,6 миллиарда долларов. Блокирование на долгие годы доступа к управлению компанией для владельцев ее контрольного пакета в целях международного арбитража квалифицируется Украиной как" незаконная экспроприация актива".

Автор: УНИАН

мотор сич

Украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

униан

Информационное агентство, работающее на рынке Украины с 1993 года. УНИАН входит в медиахолдинг И

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

арахамия давид

Украинский государственный деятель, политик, предприниматель, общественный деятель и волонтёр грузинского происхождения. Руководитель фракции «Слуга народа» в Верховной раде Украины c 29 августа 2019 года Секретарь Национального инвестиционного совета

рбк-украина

китай

министерство внутренних дел российской федерации

аваков арсен

airbus

богуслаев вячеслав

субъекты российской федерации