Котировки

Эксперты назвали недостатки президентского законопроекта об основах нацсопротивления

Якимченко Олександр
Общество
01 Jun 15:39   

В частности, эксперты рекомендуют изменить орган, который будет руководить теробороной, и механизм, с помощью которого тероборона должна начать действовать.

Киев. 1 июня. УНИАН. Эксперты назвали недостатки президентского законопроекта об основах национального сопротивления.

Об этом они рассказали на пресс-конференции, организованной Украинским институтом будущего (УИФ) и Центром оборонных стратегий в УНИАН на тему: "Закон о национальном сопротивлении: 5 вещей, без которых тероборона не состоится."

В частности, заместитель министра внутренних дел Украины, соучредитель Украинского института будущего Антон Геращенко напомнил, что вчера министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу объявил о размещении еще 20 воинских частей в европейской части Российской Федерации, якобы за сопротивление НАТО.

По его мнению, таким образом Россия фактически узаконит дополнительное увеличение военного контингента вблизи границы с Украиной.

Геращенко отметил, что без эффективной территориальной обороны Украина не сможет защитить себя от действий государства-агрессора, поэтому вышеупомянутый законопроект о национальном сопротивлении должен быть принят.

Он также рассказал об опыте европейских стран, где "Тероборона" успешно работает на протяжении десятилетий.

По словам председателя правления Центра оборонных стратегий, экс-министра обороны Андрея Загороднюка, эксперты видят в этом законопроекте некоторые недостатки, которые необходимо устранить, чтобы модель территориальной обороны Украины работала правильно.

Он уточнил, что законопроект предусматривает массовое участие населения в теробороне, которая будет действовать не только во время наступления военного положения и военных действий, но и для защиты от гибридной угрозы, когда бойцы теробороны будут помогать поддерживать порядок, преодолевать последствия чрезвычайных ситуаций, защищать границы и т.д.

"Этот перечень, который сейчас есть в законопроекте, мы считаем, необходимо значительно расширить, но вектор вполне правильный", - сказал Загороднюк.

Как отметил эксперт Центра оборонных стратегий Виктор Кевлюк, в законопроекте есть пять критических моментов, которые было бы целесообразно исправить.

Во-первых, по его мнению, законопроект четко не отделяет тероборону как систему государственных предприятий, как компонент комплексной обороны от теробороны, как процесс выполнения задач теробороны, силы которой являются специализированным инструментом для решения этих задач.

Кроме того, документ предусматривает использование гражданских администраций в качестве элемента системы управления теробороной, что эксперты считают нецелесообразным в связи с тем, что на председателя местной администрации в военное время уже будет возложено большое количество обязанностей.

Такая организация сил тероборона также противоречит стандарту НАТО, который военная администрация закрепляет исключительно по военной вертикали, а гражданская администрация, согласно ей, выступает заказчиком определенных услуг, которые может предоставить система тероборона.

В-третьих, по мнению экспертов, законопроект не создает правовой базы для нормального функционирования волонтеров и не закрепляет их статус.

Эксперты также считают, что силы теробороны могут стать отличной платформой для реформирования системы военной службы по призыву, поскольку нынешняя система требует больших инвестиций, но не дает высоких результатов.

Пятой проблемой Кевлюк назвал слишком сложный механизм того, как должна начать действовать тероборона, потому что в запуске этого процесса задействовано большое количество людей, и также необходимо принять решение Совета национальной безопасности и обороны.

"Только тогда сводный план "тероборон" может быть приведен в действие. То есть будут потеряны часы, а может быть, и несколько дней . Это можно устроить проще", - сказал он.

По словам Ивана Ступака, младшего эксперта программы правоохранительной и судебной реформы UIF, если бы в Украине уже была система теробороны в 2014 году, то того, что произошло в Крыму и на Донбассе, могло бы и не произойти.

Он также считает, что помимо того, что тероборона не может управляться председателем гражданской администрации, она также не может финансироваться местными властями, поскольку есть районы с большим бюджетом, и есть районы, которые не смогут выделить даже небольшую сумму на тероборону.

На пресс-конференции также были представлены результаты опроса, проведенного с 15 по 24 мая среди 2,4 тыс. украинцев в возрасте 18 лет путем личного интервью.

Статистическая погрешность репрезентативности исследования не превышает 2%.

По словам доктора социологических наук Александра Шульги, 46% респондентов отметили, что не знают, что такое войска тероборона, 21% сказали, что хорошо осведомлены об этом вопросе, а 29% сказали, что что-то слышали об этом.

В то же время 41% респондентов выступают за создание таких подразделений, а 33% - против.

Шульга уточнил, что 31% украинцев готовы участвовать в теробороне (среди мужчин - 46%), а 58% - нет.

Как сообщал УНИАН, 25 мая на сайте Верховной Рады был опубликован текст президентского законопроекта об основах национального сопротивления (№5557), который регулирует вопросы развития территориальной обороны, организации сопротивления и соответствующей подготовки к нему граждан Украины.

Автор: УНИАН