Котировки

Годовщина катастрофы украинского самолета в Иране: главные факты

Якимченко Олександр
Общество
08 Jan 10:04   

Ровно год назад, 8 января 2020 года, в небе над Тегераном иранские военные сбили пассажирский самолет Boeing 737 рейса PS-752 компании "Международные авиалинии Украины". В результате инцидента погибли 176 человек.

"Апостроф" вспоминает обстоятельства этой авиакатастрофы и подробности ее расследования.

Уже 11 января президент Ирана Роухани признал, что самолет был случайно сбит ракетами, выпущенными Корпусом стражей Исламской революции. Иран объяснил эту ошибку человеческим фактором.

События, предшествовавшие инциденту

Инцидент с самолетом МАУ произошел на фоне обострения отношений между США и Ираном. 27 декабря 2019 года Иран ракетами атаковал американскую базу близ иракского города Киркук, после чего нанес ответный удар по объектам поддерживаемой Ираном шиитской организации "Хезболла" в Сирии и Ираке. Это спровоцировало нападение на американское посольство в Багдаде. В ночь на 3 января 2020 года США провели спецоперацию по ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани, который, по данным американских спецслужб, руководил нападением на американскую дипмиссию. После убийства Сулеймани Иран напал на американские военные базы в Ираке.

Во время полета украинской авиакомпании Федеральное авиационное управление США (FAA) запретило американским авиакомпаниям выполнять пассажирские и грузовые рейсы в воздушном пространстве над Ираном и Ираком, а также над водами Персидского залива и Оманского залива.

Жертвы и версии авиакатастрофы

Трагедия произошла в 6.14 утра по иранскому времени 8 января 2020 года. В результате крушения погибли все находившиеся на борту: 176 человек, в том числе 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все члены экипажа и два пассажира были гражданами Украины, остальные-граждане Ирана и Канады. Среди погибших - 24 несовершеннолетних, в том числе 19 детей в возрасте до 12 лет.

После крушения иранские власти направили на место крушения следственную группу. Украина также сразу же заявила о намерении направить на место трагедии экспертов.

Иранская сторона изначально настаивала на том, что причиной трагедии, вероятно, стала техническая неисправность, из-за которой загорелся двигатель. Позже была исключена версия с технической неисправностью самолета. Версия теракта была отвергнута практически сразу.

Как шло расследование

Первая видеозапись атаки самолета наземной ракетой была опубликована следователями Bellingcat 9 января. На следующий день украинские специалисты получили доступ к самописцам и деталям сбитого самолета. Американские спецслужбы к этому времени заявили, что самолет был сбит иранской системой ПВО российского производства Тор-М1.

Через три дня после трагедии, 11 января, президент Ирана Роухани признал, что самолет был сбит ракетами, выпущенными иранскими военными из Корпуса стражей Исламской революции.

Только 20 января во время визита министра инфраструктуры Ирана Мохаммеда Эслами в Украину была достигнута договоренность о передаче бортовых самописцев, которая долгое время не выполнялась. 25 января МИД Ирана сообщил, что военный, сбивший самолет, находится в тюрьме.

Из опубликованных в СМИ записей переговоров диспетчера и пилота местной авиакомпании 2 февраля стало известно, что диспетчерской службе тегеранского аэропорта стало известно, что авиалайнер МАУ был сбит ракетой. После обнародования этих записей сотрудничество Ирана с Украиной в расследовании авиакатастрофы было приостановлено. Однако 4 февраля Иран заявил, что сотрудничество будет продолжено.

Из-за пандемии коронавируса 29 марта Иран временно приостановил расшифровку бортовых самописцев. 23 мая представители Ирана заявили, что крушение произошло по вине оператора ракетного комплекса, который нарушил правила, открыв огонь "без разрешения".

В июне Иран официально запросил техническую помощь в расшифровке самописцев. 23 июля Французское бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации завершило свой анализ. Полученные результаты подтвердили факт внешнего вмешательства в работу самолета. Расследование продолжается.

30 июля Киев начал первый этап переговоров с Ираном по поводу сбитого украинского "Боинга", которые продолжаются до сих пор.

23 августа Иран обнародовал данные бортовых самописцев. Стало известно, что "черный ящик" прекратил запись полетных данных в 6:14 утра по местному времени из-за удара обломков первой ракеты о самолет. До взрыва самолет летел в нормальных условиях.

25 ноября стало известно, что в проект бюджета Ирана на 2021 год включены 200 миллионов евро из Национального фонда развития для компенсации катастрофы МАУ. Позже иранская сторона заявила, что готова выплатить семьям жертв катастрофы 150 тысяч долларов.

Канада опубликовала свой собственный отчет о расследовании 15 декабря 2020 года. Неделю спустя, 22 декабря, стало известно, что Иран также опубликовал свой доклад. Украина получила проект доклада только 31 декабря, а украинская сторона может сделать свои замечания в течение двух недель, то есть до 14 января.

О пяти самых масштабных авиакатастрофах с самолетами под украинским флагом читайте в материале "Апострофа": От Скнилова до Ирана: самые масштабные катастрофы украинских самолетов

международные авиалинии украины

Флагманская авиакомпания и самый крупный авиаперевозчик Украины. Главный офис компании находится в Киеве, хаб — в киевском международном аэропорту «Борисполь»

апостроф

Небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой , штриха или любого другого похожего начертания, который употребляется в буквенном письме разных языков в различном назначении.

иран

Ира́н , до 1935 года также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран

корпус стражей исламской революции

Элитное иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хомейни. Принимало активное участие в ирано-иракской войне, а также в создании организации «Хезболла»

доллар сша

Денежная единица США, одна из основных резервных валют мира. 1 доллар = 100 центов

киркук

хезболла

сирия

ирак

багдад

сулеймани касем

федеральное управление гражданской авиации сша

персидский язык

объединённые арабские эмираты

украина

канада

bellingcat

тегеран

бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации

франция

киев

фонд развития промышленности