Котировки

Як живе село для єврейських біженців, які втекли від російських окупантів на Донбасі

Якимченко Олександр
Общество
09 Feb 11:05   

Об использовании файлов cookie: Predujuce pregledati glavcom.ua VI patarcocha scho assimilis s Rules aristofane site . Pagojute for vikoristannya filv cookies Shoden About cookies filey

  • COVID-19
  • Те дни

Свит * Страна

  • Экономика
  • Киев
  • Спорт
  • Скотч
  • Главком-ТВ

В деревне Анатовка - Як живе село для єврейських біженців, які втекли від російських окупантів на Донбасі

В селе Анатевка

(Фото: Эдвард Докс, Шмуэль Асман)

Мовою оригинала

Украинское село Анатовка (по - украински-Анатевка), известное на весь мир бессмертным произведением Шолом-Алейхема "Тевье-молочник", живет и процветает. Вот уже 5 лет это не литературная фантазия великого еврейского писателя, а реальное поселение. Пять с половиной лет назад главный раввин Украины Моше-Реувен Асман основал новое поселение для еврейских беженцев из раздираемой войной Восточной Украины (Донецкая и Луганская области). Новое поселение Асман назвал Анатьевкой. Это имя хорошо известно каждому, кто читал рассказ Шолом-Алейхема "Молочник Тевье" или смотрел популярный мюзикл "Скрипач на крыше". Сегодня в деревне проживает 150 человек, а в ближайшие месяцы к ним присоединятся еще 150 еврейских беженцев.

Раввин Асман, мечтавший создать такое место, с волнением рассказывает о детях, родившихся в Анатовке, а также о еврейских детях из Киева, которые приезжают в деревню учиться в местную школу. "Я горжусь не только тем, что мы смогли спасти людей, которые потеряли буквально все, но и тем, что мы сделали это самым достойным образом", - говорит Асман. - У нас даже есть столовая, похожая на ресторан. Беженцы покинули свои дома, лишившись имущества, без гроша денег, без одежды. И сегодня они помогают другим людям. Они шьют больничную одежду, готовят еду для других людей, производят мезузы и сувениры, которые пользуются большим спросом".}

Из Киева до нового поселка можно добраться на такси всего за 40 минут. В 2015 году здесь состоялась церемония закладки фундамента. А сейчас это уютная деревня: новые дома, три школы, где 350 детей получают знания - более 200 в общеобразовательной школе и около 70 в школе "Талмуд-Тора". Есть также школа для девочек. А вскоре, по словам раввина Азмана, в Анатьевку переедет детский дом города Ирпень.

"Это трехэтажное здание-самый большой хедер ("Талмуд-Тора" и одновременно небольшая ешива) в Украине", - объясняет Асман. -Ребята получают здесь ультраортодоксальное образование, используя новейшие технологии. Много времени уделяется изучению английского языка и компьютерных дисциплин."

Обычная деревня

В селе живет сын Асмана, 28-летний раввин Шмуэль Асман, отвечающий за систему образования в Анатовке. Сотни еврейских беженцев обращаются к нему за помощью. В селе есть даже местная телестудия - Анатьевка ТВ. Шмуэль взволнованно показывает мне новую синагогу, построенную в деревенском стиле. "Мы построили деревянную синагогу, чтобы воссоздать пасторальную атмосферу эпохи Тевье молочника", - объясняет он.

Рядом с синагогой находится реабилитационный центр. "Недавно мы наняли врача-еврея из Луганска. Центр используется для реабилитации пожилых людей, он работает с пожилыми людьми, и есть занятия для детей", - говорит Шмуэль. - В субботу он используется для трапезы беженцев, у которых нет семьи. Но теперь, из-за эпидемии, еду доставляют прямо в их дома."

Дети из светских семей учатся в общеобразовательной школе, но "в духе еврейских ценностей". Младший раввин Асман говорит, что многие выпускники школы Анат репатриировались в Израиль, служили в армии и создали там свои семьи.

Памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны Памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны

Памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны

(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

В центре села установлен памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны. "Кав-хей бе-ияр-еврейская дата победы над нацистской Германией, которая отмечается в странах бывшего СССР 9 мая", - объясняет Рав Шмуэль. Рядом находится могила еврейского цадика Мордехая Тверского, известного как Чернобыльский магид, основателя Чернобыльской хасидской династии. "Очень символично, что мы основали еврейскую деревню рядом с могилой цадика", - говорит Шмуэль Асман.

Беженцы производят мезузы и дрейдлы

 Каждому в деревне найдется занятие  Каждому в деревне найдется занятие

Каждому в деревне найдется занятие

(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Но больше всего рабби Шмуэль Асман любит мастерскую по изготовлению иудейских предметов (но не только). 53-летний Пинхас Чепурной гравирует ручки из пуримских плиток (раашаним). В течение 12 лет он работал начальником производства на крупном заводе в Луганске. В разгар войны местному раввину удалось вывезти из города большую группу евреев. Долгое время они жили в летних лагерях. Когда в 2015 году им предложили переехать в недавно построенный дом в Анатовке, они так и сделали. "Так мало кому повезло", - говорит Чепурной. - У нас есть и жилье, и работа, которая нам нравится. Хотя зарплата небольшая, на нее можно жить". Недавно Чепурна прошел обряд брит-мила. Его сын, который живет в Одессе, скоро сыграет еврейскую свадьбу.

Другой еврейский беженец, 58-летний Сергей, проявил выдающийся талант в оформлении мезуз. "Я всегда хочу довести свою мезузу до совершенства", - говорит он. "Я случайно увидел, как Сергей создает самые красивые модели кораблей", - говорит рабби Шмуэль. - И я понял, что у него золотые руки. Жена Сергея, Елена, была директором детского дома в Луганске. Когда началась война, семья стала жить в детском доме, чтобы прокормить своих детей.

Мы жили там, пока не отключили воду

 В мастерской в Анатовке  В мастерской в Анатовке

В мастерской в Анатовке

(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Некоторые друзья Сергея умерли у него на глазах. - Жить там стало по-настоящему опасно. Ты идешь на рынок и не знаешь, вернешься ли. Мы оставались в городе, пока не отключили воду. А потом раввин Луганска Шалом Гопин сумел провести нас и детей через блокпосты и огневые точки. Позже, когда мы уже были за пределами Восточной Украины, нас познакомили с раввином Асманом. Сначала у нас не было никаких инструментов - только нож и дрель. Потом рабби Асман устроил нам мастер-класс. Он расположен в прекрасном месте-как раз между синагогой и могилой цадика."

рабби Моше Реувен Азман назвал Анатевку чудом. "Нам удалось построить нашу деревню всего за пять с половиной лет. Как будто мы вдохнули новую жизнь в еврейское место из произведений Шолом-Алейхема", - с гордостью говорит он. - Сначала люди жили в общежитиях, а потом переехали в свои просторные квартиры. Строительство в поселке продолжается."

 הרב משה ראובן אוסמן חליפות מגן לנציג בית החולים הרב משה ראובן אוסמן חליפות מגן לנציג בית החולים

Раввин Моше-Реувен Асман передает представителю больницы медодежду

(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман )

Сейчас в Анатьевке ведется строительство трех новых корпусов. Рабби Асман приобрел дополнительные участки. "Мы не просто помогаем евреям", - говорит он. - В разгар эпидемии мы открыли швейные мастерские и стали выполнять заказы украинских больниц. Оказалось, что среди беженцев много профессиональных портных. Мы выдали больницам около 9 единиц медицинской одежды. Мы послали маски и дезинфицирующее средство в разные города. Накануне Рош-а-шана мы перевели в Умань 10 долларов на строительство лаборатории, где будут проводиться анализы на коронавирус."

Большие планы в сфере туризма

Туристам в Анатовке будет тоже интересно Туристам в Анатовке будет тоже интересно

Туристам в Анатовке будет тоже интересно

(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Жена раввина Асмана, Хана, говорит, что ее миссия - "создать Эрец Исраэль в Украине." У них большие планы на Анатьевку, в том числе туристические и деловые. "Я представляю себе Анатовку как своеобразный островок еврейской жизни в Украине, где гармонично сочетаются духовное и материальное", - говорит Рабанит Асман. - Мы не хотим, чтобы Анатьевка была закрытым местом. Евреи могут приезжать сюда работать и изучать Тору. А туристы смогут посетить это место, чтобы вкусно поесть, отдохнуть, познакомиться с еврейской культурой - например, провести здесь субботу".