Котировки

Игра на опережение: почему Кабмин отозвал законопроект, против которого резко выступал Путин

Сацюк Андрій
Общество
25 Jan 19:00   

Кабинет министров принял решение отозвать проект закона "Об основах государственной политики переходного периода", который предусматривал правила реинтеграции оккупированных территорий. Официальная причина - выполнение рекомендаций Венецианской комиссии. Однако сразу несколько СМИ сообщили, что это было условием проведения переговоров в "нормандском формате".

О причинах и последствиях такого решения читайте в материале OBOZREVATEL.

О каком законе мы говорим?

Счет Нет. 5844 Посвящен тому, как власти вернут захваченные Россией территории Донбасса и Крыма под украинский суверенитет. Проект изначально был подготовлен Министерством по вопросам временно оккупированных территорий. Затем в него были внесены изменения различными органами власти и общественными деятелями, и окончательный вариант был представлен Кабинетом министров в парламент. Вот ключевые нормы:

Видео дня

  1. Документ закрепляет определения "государства-агрессора" и "государства-оккупанта" по отношению к России и "оккупационным силам Российской Федерации" - ко всем контролируемым ею террористическим группировкам.

  2. Переходный период делится на конфликтный (противодействие российской агрессии) и постконфликтный (преодоление последствий). Завершение оккупации каждого населенного пункта фиксируется поручением президента, который, в свою очередь, принимает решение на основании докладов руководителей Министерства обороны, Министерства внутренних дел и СБУ.

  3. Компенсация за материальный ущерб, причиненный войной, выплачивается Украиной в полном объеме, которая затем подает в суд на Российскую Федерацию с требованием компенсации.

  4. Акты, изданные оккупационными администрациями, являются недействительными, за исключением некоторых, которые могут быть приняты во внимание законом.

  5. Принудительное или автоматическое приобретение российского гражданства жителями оккупированных территорий не может быть основанием для лишения гражданства Украины, но такое российское гражданство не будет признано.

  6. Все имущество после деоккупации возвращается владельцам, которые владеют им в соответствии с законами Украины.

  7. Члены вооруженных формирований и оккупационных администраций не могут быть освобождены от наказания, если они совершили преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда, убийства, пытки, военные преступления и преступления против человечности, предусмотренные соответствующими международными конвенциями.

  8. Люстрация будет применена к тем, кто входил в состав оккупационных администраций. Ограничения не распространяются на тех, кто служил в оккупационных войсках и администрациях принудительно, и на тех, кто, находясь в них, обеспечивал жизнедеятельность территорий.

  9. Главным требованием для проведения выборов является невмешательство Кремля, а также свобода предвыборной агитации, плюрализм, многопартийность, избирательное право перемещенных лиц, безопасность, мониторинг ОБСЕ и других международных организаций при условии соблюдения требований Конституции и законодательства Украины.

  10. Представители Российской Федерации и государств ОДКБ не могут входить в государственные переходные, международные переходные или военно-гражданские администрации.

Почему заявления Арахамии и Ермака отличаются?

24 Января Правительство приняло решение отозвать проект закона "Об основах государственной политики переходного периода". Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук пояснила, что документ необходимо изменить в нескольких пунктах, но вносить эти изменения между чтениями невозможно. По этой причине правительство должно отозвать законопроект, внесенный в Раду.

Верещук объяснил необходимость изменений тем, что Кабинет министров хочет дать рекомендации Венецианской комиссии Совета Европы, которая действительно рекомендовала изменить документ о переходном периоде в отношении Крыма и Донбасса. Однако, что важно, Киев получил эту рекомендацию еще в октябре прошлого года.

Ирина Верещук.

Издание "Европейская правда" утверждает, что реальной причиной срочного отзыва проекта является необходимость выполнения требования, выдвинутого российской стороной в качестве предпосылки для проведения новой встречи Нормандской четверки на уровне советников. Говорят, что в начале января представители Франции и Германии посетили Москву и Киев и во время своего визита в Украину передали это требование Кремля на Банковую.

Аналогичную информацию подтвердил глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия. По его словам, законопроект необходимо доработать с учетом переговоров в нормандском формате.

"Да, Кабинет Министров отозвал законопроект о переходном периоде на Донбассе, согласно письму, которое я отправил от нашей фракции, потому что он не очень согласуется с нашим нормандским форматом, и поэтому я попросил их взять его на доработку. Возможно, будут какие-то встречи в нормандском формате и будут определенные договоренности, которые необходимо будет реализовать в виде законопроектов. То есть это был преждевременный законопроект, поэтому он был отозван", - сказал депутат.

В то же время глава Офиса президента Андрей Ермак резко отрицает связь между отзывом документа и проведением переговоров в нормандском формате.

"Я хотел бы с самого начала развеять некоторые фейки, которые сегодня, к сожалению, начали появляться в украинских СМИ. Во-первых, как будто Украину заставили принять какое-то требование от кого-то об отзыве законопроекта об основах государственной политики переходного периода. Я не знаю, кто, но я могу сказать, что это правительство принимает только требования украинского народа. Главное требование украинского общества сегодня - сделать все, чтобы избежать эскалации, над чем мы работаем 24/7. Я хочу официально заявить, что никаких предварительных условий для проведения встречи в нормандском формате не было", - подчеркнул Ермак.

Ермак отрицает связь между отзывом законопроекта и проведением переговоров

Кто прав?

Бывший заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука не исключает, что причиной отзыва законопроекта действительно могли стать будущие переговоры. Однако, по его словам, такой шаг не следует считать "зрадом" или уступкой Кремлю. Это скорее попытка ликвидировать антиукраинский козырь в руках Москвы.

"Чтобы российская сторона не использовала этот законопроект в качестве рычага для обвинения Украины в нарушении договоренностей, достигнутых в рамках нормандского формата в 2019 году", - считает Тука.

Экс-министр напоминает, что Кремль критически воспринял документ о переходном периоде на Донбассе. "Российские пропагандисты кричали, что появление этого законопроекта - чуть ли не признак захвата Донбасса "Правым сектором", а иногда даже Ростова", - говорит он.

Георгий Тука уверен, что "зрады" нет

Кроме того, президент России Владимир Путин заявил, что принятие законопроекта означает фактический выход Украины в одностороннем порядке из Минского процесса, поскольку все положения документа противоречат этим договоренностям.

Тука уверен, что отзыв документа не может привести к каким-либо негативным последствиям. Основная причина - и без того низкое качество законопроекта, предложенного Раде.

"Главная проблема в том, что в нем нет полной картины. Есть ощущение, что это просто выхватывание отдельных разных нормативных документов, которые ранее были подготовлены к рассмотрению - они просто напечатали эту подборку тезисов под одним заголовком и представили ее как единый документ", - говорит Тука.

Время покажет, как будут развиваться события вокруг законопроекта "Об основах государственной политики переходного периода". А также связано ли принятие документа с условиями агрессора относительно переговоров с Украиной при посредничестве Франции и Германии. Напомним, что секретарь СНБО Алексей Данилов ранее исключил освобождение оккупированных территорий Украины военным путем. Однако он считает, что возвращение контроля над Донбассом и Крымом - это вопрос времени и украинцам нужно подождать.

венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

крым

Полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. Бо́льшая часть полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей её с марта 2014 года, и Украиной

кабинет министров украины

Высший орган исполнительной власти на Украине. Главой кабинета министров является премьер-министр, который назначается Верховной радой Украины по представлению президента Украины

министерство обороны

О́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией по защите государства или страны, от внешних угроз. Может именоваться и именуется, в различных государствах, в различный период их истории как: Военное министерство ; Министерство национальной обороны ; М…

министерство внутренних дел российской федерации

служба безопасности украины

украина

бумажный дом

московский кремль

организация по безопасности и сотрудничеству в европе

организация договора о коллективной безопасности

верещук ирина

совет европы

киев

украинская правда

франция

германия

москва

слуга народа

арахамия давид

офис президента украины

ермак андрей

тука георгий

кремль

правый сектор

путин владимир

раде

совет национальной безопасности и обороны украины

данилов алексей