Котировки

Индульгенция стрелять. Чего ждать после слов Данилова об открытии огня на Донбассе

Сацюк Андрій
Общество
22 Feb 12:35   

Учения ВСУ. Фото Министерства обороны Украины

На пятничном заседании Совета национальной безопасности, где были введены санкции против Виктора Медведчука, обсуждался еще один важный вопрос - эскалация боевых действий на Донбассе.

Секретарь Совета Безопасности Алексей Данилов по итогам встреч сказал в этой связи две вещи.

Во-первых, было решено вернуться к пяти сценариям развития Донбасса, которые были негласно утверждены в позапрошлом году. То есть об их содержании пока никто ничего не знает.

Второе - командующим Вооруженными Силами Украины было дано разрешение на открытие огня без согласия вышестоящих инстанций. Но только в том случае, если есть угроза жизни военных.

Впрочем, эта оговорка мало что меняет - она слишком расплывчата. И фактически одно из условий перемирия, которое было подписано летом, перестало действовать. Украина демонстративно дезавуировала его.

Зачем это было сделано и какие последствия будут теперь - "Страна" понимала.

Как Данилов вышел из перемирия

Так, в пятницу, 19 февраля, Данилов заявил, что теперь командиры могут стрелять в Донбассе без особых препятствий. "Каждый командир должен принять свое собственное решение в пределах своей компетенции. Если речь идет об угрозе жизни военных, то каждый командир имеет право принять решение об открытии огня в ответ", - сказал секретарь СНБО. И добавил, что в случае опасности такое решение должно быть принято немедленно.

Угроза жизни военных-понятие широкое и может трактоваться как угодно. Без более четких критериев любой командир сможет отдать приказ стрелять практически по своей воле.

Именно поэтому такие шаги были прямо запрещены в соглашении о прекращении огня, которое Украина подписала в июле. Там говорят:"отстреливаться в случае наступления разрешается только в том случае, если оно открыто по приказу соответствующего руководства вооруженных сил и вооруженных формирований ОРДЫ после неудачных попыток применения рулевого механизма. ТКГ будет уведомлена о выдаче таких распоряжений", - говорится в документе, из которого Украина формально не вышла.

А" наступательные действия " в соглашении не включают обстрелы и снайперский огонь. Таким образом, отстреливаться можно было только в случае полноценной атаки на позиции - и только после того, как имело место согласование сторон. Точнее - в случае его отказа.

Как видим, утверждение Данилова полностью ломает весь этот алгоритм. Хотя еще осенью Минобороны пыталось узаконить запрет на обстрелы приказом № 330 - который вводил штрафы за несанкционированный огонь. А именно, потеря бонуса.

И, кстати, это действительно сработало - то есть формула раннего Зеленского "нужно просто перестать стрелять" оказалась вполне осуществимой.

Но это было еще до местных выборов, когда Зеленский пытался удержать голоса юго-восточного электората и действительно пытался соблюдать перемирие. Однако после предвыборной гонки эскалация на Донбассе началась практически сразу. Появились первые мертвецы.

Тогда ситуация развивалась по нарастающей. И в результате в феврале она вернулась к позиционному противостоянию с регулярными обстрелами и гибелью людей.

Почему произошло обострение?

Характерно, что решение, фактически узаконившее выход из перемирия, было принято одновременно с новыми санкциями против ОЗХО - единственной парламентской партии, призывающей к выполнению политической части Минских соглашений.

Этот аспект был замечен в Кремле, когда комментировали санкции против Медведчука. "Это не может не вызывать беспокойства и не подогревать вопрос о том, кто избрал такую реакционную линию и приведет ли она к тому, что украинское руководство, например, сочтет возможным решить ситуацию на юго-востоке Украины военным путем", - заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

То есть Москва напрямую связывает санкционный погром против депутатов "Оппозиционной платформы" и обострение на Донбассе. Правильно ли это связывание?

Интересно, что такие же отношения осуществляют и украинские власти. В субботу начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Руслан Хомчак заявил, что обстрелы усилились "после заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины относительно принятия санкций по содействию терроризму"."

Стороны расходятся лишь в том, кто начинает новую войну. Хомчак, по традиции 2014-2015 годов, утверждает, что сепаратисты стреляют сами по себе.

"Основная цель провокаций оккупантов направлена на создание иллюзии обстрела Вооруженными Силами Украины населенных пунктов с применением запрещенного тяжелого вооружения", - сказал начальник Генштаба.

То есть на Украине прямо говорят, что теракты и санкции связаны - Россия "мстит за Медведчука".

Однако смысл таких действий для Москвы неясен, если они не приведут к территориальным захватам или большим потерям в рядах Вооруженных Сил Украины. Политические выгоды от эскалации также сомнительны: сейчас Российская Федерация стремительно завершает проект "Северный поток-2", едва избежав серьезных санкций США.

Зачем в этих условиях развязывать войну на Донбассе-совершенно непонятно.

У украинских властей могут быть свои мотивы для обострения ситуации.

  1. Смещение внимания западных партнеров с ряда вопросов, которые Зеленский хотел бы повесить: например, судебная реформа, которая передает контроль над судами в руки западных структур (а они не хотят этого делать на Банковой). Или темы с НАБУ-Зеленский хочет уволить главу НАБУ Сытника, за которого заступается Запад. 2. Отвлечение общественного внимания от провалов во внутренних делах - сорванная вакцинация, тарифы.

  2. Также кампания по разжиганию военных настроений совпала с последним этапом завершения строительства "Северного потока-2". Не исключено, что боевые действия на Донбассе призваны срочно мобилизовать Запад против России, а значит, и этот проект.

Однако, судя по поведению Германии, которая настойчиво хочет достроить газопровод, боевые действия должны быть очень интенсивными. И это сейчас главная угроза на сегодняшний день.

То есть серьезная активизация боевых действий на Донбассе с целью радикально изменить позицию Германии и сорвать завершение строительства "Северного потока-2". И на самом деле интенсивная война-это, пожалуй, единственное, что может остановить строительство.

Однако риски для Зеленского в этом случае крайне высоки.

Война большой интенсивности-как в 2014-2015 годах-может привести к новым крупным потерям для Украины и, возможно, к потере контроля над новыми территориями на Донбассе. Естественно, все противники Зеленского повесят ответственность за это на президента. По крайней мере, ему не придется думать о втором сроке. И, вполне возможно, вам придется покинуть свой пост пораньше.

Пять сценариев. В какую сторону мы идем?

Интересно также высказывание Данилова о возвращении к теме "пяти сценариев". Они были утверждены Советом национальной безопасности в декабре 2019 года, накануне первой встречи Зеленского с Путиным в Париже.

С тех пор сценарии никому не показывали. А в январе 2020 года "Страна" опубликовала свои пять сценариев развития ситуации на Донбассе.

Мы тогда сказали, что наиболее вероятный сценарий-инерционный (продолжение вялотекущей войны). В которой не удастся решить проблемы на Донбассе, несмотря на деятельность Зеленского. И ситуация сохранится в ее нынешнем виде.

"Страна" уже тогда предсказывала, что какой-то прогресс может быть достигнут только путем местных выборов, и тогда мирный процесс снова будет заморожен, как это было уже при Порошенко. Так и случилось.

Другие сценарии заключаются в следующем: Во-вторых, Киев пойдет на уступки в рамках "Минска-2". То есть она будет соглашаться на "народное ополчение", выполнять Минские договоренности относительно выборов и особого статуса Донбасса до тех пор, пока не получит участок границы с Россией. Но на данный момент перспективы реализации этого сценария минимальны вплоть до смены власти на Украине.

Третье - Россия пойдет на уступки ради снятия санкций. Санкции являются довольно серьезным сдерживающим фактором для России, и у украинских властей были предположения, что Москва может пойти на компромисс по некоторым пунктам Минских соглашений, если Запад снимет санкционное давление. Но теперь ясно, что это вряд ли произойдет. Напротив, позиция России только ужесточается. Четвертое-это компромисс. Выполнение политической части Минских соглашений по формуле "ни ваше, ни наше". Одну из важнейших ролей будет играть позиция Вашингтона. Если они одобрят компромиссный вариант, то это может остановить протесты "партии войны" в Киеве. Но пока эта вероятность тоже чисто теоретическая. Отношения между Западом и Россией сейчас, скорее всего, ухудшатся на фоне темы Навального, Белоруссии и других.

Пятое - это начало крупномасштабной войны. Можно ли считать таковым то, что сейчас происходит на Донбассе, - это еще вопрос. В конце концов, такие обострения случались и раньше с перерывами. Так что об актуализации военного сценария можно будет говорить либо при резком росте жертв конфликта (например, из-за массированных обстрелов гражданских объектов), либо при реальном наступлении

министерство обороны

О́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией по защите государства или страны, от внешних угроз. Может именоваться и именуется, в различных государствах, в различный период их истории как: Военное министерство ; Министерство национальной обороны ; М…

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

совет национальной безопасности и обороны украины

Согласно действующей Конституции Украины, координационный орган при президенте Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Украины. Был образован указом президента Украины в 1996 году

медведчук виктор

Украинский общественный, государственный и политический деятель. Народный депутат Украины IX созыва с 29 августа 2019 года

совет безопасности оон

Постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьёй 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН

данилов алексей

страна

московский кремль

песков дмитрий

москва

оппозиционная платформа — за жизнь

хомчак руслан

вооружённые силы российской федерации

набу

запад

россия

германия

париж

киев

вашингтон

белоруссия