Котировки

Как власть защищает «Большое крадительство»

Якимченко Олександр
Общество
22 Dec 10:09   

Трусость прокуроров и окружение заместителя главы администрации президента Андрея Смирнова защищает от проблем с Национальным антикоррупционным бюро Украины подрядчиков Укравтодора, которые находятся под омофором Владимира Зеленского и Сергея Шефира.*

После избрания Владимира Зеленского президентом Украины, дорожный ремонт стал основным "расходным сектором" госбюджета. Из-за дискриминационных требований Государственного агентства автомобильных дорог Украины (Укравтодор) и практики увеличения тендеров до миллиардов долларов был сформирован картель из шести фирм: Автомагистраль-Пивден, Онур, Ростдорстрой, Автострада, Техно-Буд-Центр, Альтком, которые осенью 2019 года объединились в Национальную дорожную ассоциацию Украины. На долю этих фирм приходилось 67 процентов всех контрактов Укравтодора на ремонт и строительство дорог. Летом, совместно с ними, компания "PBS" из окружения Игоря Коломойского, который сейчас имеет 9% дорожного пирога, начала побеждать в тендерах. До сих пор Антимонопольный комитет Украины официально отказывал в расследовании картеля и Укравтодора, что и привело к его созданию. Мировая история доказывает, что создание картелей в дорожной отрасли приводит к повышению цен на ремонт дорог до 30-40% за счет строительных материалов (США и Швеция). По данным КОСТ, в Украине в 2020 году стоимость ремонта дорог удвоилась. Об этом свидетельствует и почти трехкратное увеличение стоимости строительства бетонной автодороги H-31.

Резкое увеличение стоимости дорожного пирога до 100 млрд. грн. в год является рекордным для Украины. Эта сумма составляет десятую часть всего (!) госбюджета Украины и в три раза превышает стоимость оборонного заказа воюющей страны.

Таким образом, таможня в этой отрасли ухудшилась так же быстро, как и тендерная маржа. Масштабы коррупции в "Большом строительстве" беспокоят даже в Европе, которая раньше щедро и без лишних вопросов одалживала наш ремонт. На прошлой неделе Европейский банк реконструкции и развития впервые в истории отношений с Укравтодором включил в контракт от 18 декабря специальный антикоррупционный участок для предоставления кредита в размере 450 млн. евро на ремонт трассы Киев-Одесса и объездной дороги вокруг Львова.

Этому "прорыву" предшествовал ранее неслыханный скандал. В ЕБРР узнали, что в начале 2020 года некоторые сотрудники Укравтодора могли помочь Онуру заменить тендерное предложение, чтобы он мог выиграть тендер на ремонт участка Одесской трассы стоимостью 65 млн. евро. Европейцы потребовали от руководителя "Укравтодора" отстранить четырех конкретных клерков от европейских проектов, и Александр Кубраков выполнил это требование.

Очертания антикоррупционного "десанта" пока неизвестны, но уже сейчас ясно, что уровень проникновения европейцев в схемы Укравтодора будет выше, чем раньше. И, возможно, им удастся проникнуть настолько глубоко, что дорожное строительство в Украине перестанет быть тем, чем она стала при Владимире Зеленском - самым большим корытом для коррумпированных в политике чиновников нового режима.

Основная схема "кражи дорог" очень проста. В стоимости любого ремонта или строительства дорог 85% составляет стоимость строительных материалов как товара. То есть из 100 млн. грн. на ремонт дорог нужно 85 млн. взять в магазин за асфальт, щебень и т.п... На зарплату, прибыль, налоги и оплату строительной техники направляется жалкий остаток в 15 млн. грн.

То есть, нечистоплотные игроки завышают стоимость строительных материалов (примеров много), и тогда все просто. "Маржа" через "закрутки" обналичивается в "конвертах" и раздается всем, кто в ней нуждается. Так как речь идет о десятой части всего государственного бюджета, то крошки от распиловки хватает на многих. Крошки поступают в Службу безопасности Украины, которая уже не одно десятилетие смотрит через витрину коллекции на любую схему в масштабе всей страны.

Ирине Венедиктовой крохи летят в виде спасательного круга. Недавно она испугалась возможного увольнения, поэтому провела ревизию всех (!) дел из всех областных прокуратур по перспективным делам о хищениях на дорогах. Размер папки с ее делом неизвестен, но это, безусловно, будет весомым аргументом в пользу сохранения Зеленского на посту.

Госконтроль занял страусиную позицию, так как либо не смог, либо не захотел добиться расторжения каких-либо соглашений, заключенных на тендерах с явными нарушениямиИ все вместе они с радостью кивают в институт государственной экспертизы, который со времен Януковича курирует начальник Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин. Его коллеги не смогли найти ни одной серьезной проблемы с крупными ремонтниками ни по качеству, ни по цене их работ.

С точки зрения реальных правоохранительных органов, наиболее продвинутыми оказались детективы НАБУ. Им совместно с Центральным антикоррупционным бюро Польши удалось захватить Славомира Новака, который возглавлял Укравтодор в период Кононенко-Порошенко. Сразу после его ареста в июле стало известно, что его обвиняют в получении взяток от участников тендеров Укравтодора. А потом началось самое интересное - украинское и польское расследования шли разными темпами.

Польские следователи начали допрашивать всех причастных и подозревать не только Новака как взяткодателя, но и подрядчиков как взяткодателей.

Но украинское расследование застопорилось. Автор подал запрос в Генеральную прокуратуру, в котором он задал вопрос о том, проводились ли на Украине, как и в Польше, расследования в отношении Онура и Альткома в связи с их причастностью к взяточничеству и планируется ли передача кому-либо подозрения в совершении преступления по статье 369 Уголовного кодекса Украины - "Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды государственному должностному лицу".

Венедиктова соизволила сказать только одно: в рамках уголовного дела №520190000000809 по ст. 368 ч. 4 УК Украины только Новак был признан подозреваемым в даче взятки.

Но на вопрос о подозрении в получении взятки по ст. 369 УК Украины они отказались отвечать, скрываясь за тайной следствия. Фактически это означает, что фаворитам Укравтодора не было предъявлено обвинение во взяточничестве. Более того, есть основания полагать, что эти фавориты Укравтодора находятся под омофором аппарата президента.

Оказалось, что подрядчики Укравтодора, которых обыскивали детективы, отбивались и отбивали конфискованные во время обысков через Высший антикоррупционный суд лакомства (деньги, телефоны и т.д.). Из судебного реестра стало известно, что Ким Веремейчук является адвокатом тех, кого обыскивали по этому делу. Ранее он был помощником народного депутата Святослава Олийныка от группы юристов Андрея Портнова, который с 2000-х годов работал в основном на Игоря Коломойского. Но в последнее время Веремейчук известен как совладелец юридических фирм "Призма" и "Анжи Лекс". Вместе с ним их бенефициаром является Юрий Иващенко - партнер заместителя главы администрации президента Андрея Смирнова в адвокатской конторе "Смирнов". Тот же Смирнов, который пришел в ОПУ под следами слухов о его тесных связях с самим Портновым и вместе с которым скандально известный Олег Татаров появился на Банковой, которую НАБУ просто хочет задержать за дачу взятки.

В очередной раз - партнеры заместителя главы администрации президента защищают бизнесменов, которые входят в число крупнейших участников программы президента Владимира Зеленского "Большая стройка".

Добавим еще одну траекторию связей.

Юрий Иващенко когда-то был одноклассником Елены Лукаш, стал ее заместителем в Министерстве юстиции в 2013 году, а затем ее адвокатом по делу о хищениях в Министерстве юстиции. Андрей Портнов, который публично защищал Лукаша, назвал Иващенко "нашим коллегой".

В фирме "Анжи Лекс" в 2019 году партнером Веремейчука и Иващенко был адвокат Игорь Черезов. Он известен как юрист бывшего главы государственной горно-химической компании "Объединенная горно-химическая компания" Руслана Журило по делу НАБУ. Прокурорами по этому делу, которое на одном из этапов чуть не закончилось полюбовным соглашением между прокурорами и подозреваемым, были Владимир Кричун и Тарас Щербай из SAP. Щербай, в свою очередь, является процессуальным руководителем дела НАБУ "Новакк", в котором прокуратура пока не осмелилась заявить о подозрениях в отношении взяткодателей из любимых "Укравтодором" фирм.

Не объявляя о подозрениях в даче взяток подрядчикам "Укравтодора", сотрудники правоохранительных органов тем самым сохраняют систему трансгенерационного опыта. Когда после смены власти молодое вино государственных менеджеров попадает в старые мехи старых подрядчиков, всегда происходит то же самое. Сколько бы раз вы не меняли Новака на Кубракова, Кононенко - на Шефира, безнаказанные носители институциональной памяти никого не испортят. Эмре Караахметоглу из "Онура" нашёл обычное lс Борисом Колесниковым во времена Януковича (в то время турецкая фирма вместе с "Альткомом" была любимым ремонтником дорог к Евро-2012), и со всеми руководителями Укравтодора под Порошенко, и лично с Владимиром Зеленским, еще когда он гастролировал в отеле Onura в Турции.

Рецепт разорвать эту цепь прост и сложен в то же время - это политическая воля, чтобы действительно преследовать расхитителей.

В США, например, картели не просто оштрафованы. Недавно директор картельной фирмы, производящей консервы из тунца, фактически был посажен в тюрьму. Его фирма виновата в раздувании цены на консервы из тунца "всего" на 8% из-за ценового сговора с "конкурентами". А директор получил три года реальной тюрьмы. За 8%. Теперь вернемся к началу статьи и посмотрим, насколько завышена цена дорожного картеля в Украине.

Источник

смирнова авдотья андреевна

Российский кинорежиссёр, сценарист, телеведущая, публицист и литературный критик.

национальное антикоррупционное бюро украины

Государственный правоохранительный орган Украины с широкими силовыми полномочиями, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений. Данная структура является юридическим лицом публичного права

государственное агентство автомобильных дорог украины

Государственная автотранспортная служба Украины. Государственное агентство автомобильных дорог Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере дорожного хозяйства и управления автомобильными дорогами

зеленский владимир александрович

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

гончарук алексей валерьевич

Украинский государственный и политический деятель, юрист. Премьер-министр Украины с 29 августа 2019 года по 4 марта 2020 года

украина

коломойский игорь валерьевич

антимонопольный комитет украины

швеция

европейский центральный банк

одесса

львов

одесская область

кубраков александр николаевич

венедиктова ирина валентиновна

янукович виктор фёдорович

новак славомир ришардович

порошенко пётр алексеевич

польша

джокович новак

польша

украинский язык

олейник святослав васильевич

портнова зинаида мартыновна

лукаш елена леонидовна

министерство юстиции российской федерации

портнов андрей владимирович

приаргунское производственное горно-химическое объединение

кубраков иван владимирович

шефир сергей нахманович

колесников борис викторович

турция

чемпионат европы по футболу 2012

турецкий язык