В конце января 2021 года стало известно о конфликте между министром обороны Украины Андреем Тараном с одной стороны и Главнокомандующим Русланом Хомчаком и Командующим Военно-воздушными силами Вооруженных Сил Украины (ВСУ) Сергеем Дроздовым с другой из-за коммерческого полета украинского военного самолета, который якобы перевозил оружие из Болгарии в Руанду.
Как пишет Бабель, полет был осуществлен по заказу частной компании "АО" Транссервис", о которой случайно узнал глава Минобороны Украины. Он настаивал на том, что должен лично давать согласие на такие полеты, Генштаб и ВВС отмечали, что полеты допускают подготовку летчиков, и никакого одобрения для этого не требуется.
Таран узнал о предполагаемой перевозке вооружения по заказу "АО " Транссервис" самолетом Ил-76МД ВВС Украины в конце 2020 года.
Он запретил такие коммерческие полеты, после чего против него было подано несколько исков Генштабом и ВВС в суды Киева и Винницы.
Что известно о посреднической транспортной компании
"АО" Транссервис", по данным YouControl, начало свою деятельность в 1996 году. Одним из ее основателей был Михаил Семенов - в конце 90-х годов первый заместитель министра транспорта, глава Государственной авиационной администрации.
В 2015 году бенефициарами компании стали Валентина и Александр Безлатные. Никакой публичной информации о них нет. Компания регулярно выигрывает тендеры Укрспецэкспорта на перевозку грузов наземным транспортом и самолетами.
По словам собеседника журналистов "Бабеля", работавшего в Генштабе в 2015 году, сотрудничество с" АО Транссервис " началось в 2009 году. В частности, соглашение, по которому самолет перевозил груз в Руанду, было подписано в 2015 году и продлено в 2019 году. Почему ТАРАН запретил полеты
После того, как нынешний министр обороны узнал о поставке, он приказал провести внутреннее расследование. Впоследствии по его результатам он распорядился запретить использование самолетов ВСУ для таких перевозок.
Таран также приказал командованию расторгнуть контракт с "Транссервисом" и вынес строгие выговоры командующему Дроздову и начальнику Генштаба Сергею Корнийчуку.
По словам журналиста, внештатного советника Минобороны Юрия Бутусова, глава Минобороны Украины обосновал запрет на полеты тем, что самолеты старые и изношенные, их ресурс не должен расходоваться на коммерческие полеты.
Его заместитель Иван Руснак поддержал это решение, заявив в комментарии Бабелю, что Таран "действовал в пределах своих полномочий".
В Минобороны также отметили, что такие действия, согласно Положению о перевозках государственной авиацией, должны быть одобрены лично министром.
"Соответственно, планирование и разрешение на выполнение полета без решения Министра обороны противоречит закону", - говорится в ответе Минобороны на запрос СМИ.
Во время таких полетов экипажи учатся - Генеральный штаб
В Генштабе считают, что полеты по контракту с ОАО "Транссервис" нельзя назвать государственными перевозками, поэтому данное положение на них не распространяется.
По словам источника Бабеля в Генштабе, полеты осуществлялись в соответствии со специальным законом.
Как пишут журналисты, предыдущие министры обороны Степан Полторак и Андрей Загороднюк лично не одобряли такую перевозку. Генеральный штаб "добровольно информировал министра", по словам источника Бабеля.
По мнению руководства штаба и командования ВВС Украины, решение о запрете ТАРАНА соответствующего транспорта нанесет ущерб имиджу Украины на международной арене.
Также, по их мнению, военный экипаж благодаря таким полетам получал опыт и многочасовые налеты.
"Время полета на самолете Ил-76 составляет тонну топлива. Эти полеты позволяют государству и Министерству обороны экономить большие средства на подготовке экипажей Ил-76, как в Украине, так и на международных авиалиниях", - рассказал Бабелю начальник пресс-центра командования ВВС Юрий Игнат.
По его словам, пилот такого самолета должен налетать 600 часов, а чтобы ему разрешили летать по международным маршрутам - совершить не менее 15 пересечений государственной границы. Для таких "коммерческих" перевозок командование старается привлечь два экипажа - опытный и молодой.
С 2015 года было совершено не менее 86 таких полетов, и скандалов из-за этого не было, сказал он.
По данным источников Бабеля в Генштабе, за время сотрудничества с ОАО "Транссервис" удалось подготовить 9 командиров экипажей, семь помощников командиров, 10 штурманов, шесть борттехников и шесть радистов.
В 2019 году по контракту экипажи налетали 220 часов, в 2020 году-около 500 часов.
За время сотрудничества с компанией военно-транспортная авиация облетела около 2,2 тысячи самолетов. Часов, что сэкономило около 500 млн грн, в спецфонд поступило почти 60 млн грн.
Другие коммерческие транспортные проекты
Игнат рассказал, что Украина с 2008 года предоставляет транспортные услуги в интересах других стран или проектов. Речь идет о сделке между Украиной и Данией "Северный сокол", когда украинский Ил-76МД перевозил топливо и другие грузы с базы ВВС США "Тукле" на датскую полярную станцию "Норд" на острове Гренландия.
Весной 2020 года, во время эпидемии, Министерство иностранных дел Румынии обратилось за помощью к Украине. Затем украинцы привезли в эту страну из Китая средства защиты, медикаменты и медицинское оборудование. Всего таких полетов было шесть. Все расходы были оплачены румынской стороной. Посредником выступила компания "АО " Транссервис".
Вмешался Зеленский
На фоне судебных исков против Тарана со стороны командующего Вооруженными силами Украины Хамаком и командующего Военно-воздушными силами Украины Дроздова со сторонами встретился президент Владимир Зеленский. На заседаниях якобы было решено, что иски из судов должны быть отозваны, а министр обороны должен отменить все свои приказы о выговорах и вернуть ВВС право на частные авиаперевозки. Хомчак и Дроздов уже отозвали свои претензии.
Ранее "ОБОЗРЕВАТЕЛЬ" сообщал, что между главнокомандующим Хомчаком и министром обороны Тараном возник конфликт, который тормозит ряд очень важных для армии решений.