Котировки

Хотя многие бизнесы остановили работу во время локдауна, количество жалоб в 2020 выросло на 5% - бизнес-омбудсмен Свенчицкий

Гуменчук Сергій
Общество
05 Feb 12:04   

Хотя многие бизнесы остановили работу во время локдауна, количество жалоб в 2020 выросло на 5% - бизнес-омбудсмен Свенчицкий

Эксклюзивное интервью бизнес-омбудсмена Украины Марцина Свенцицкого агентству “Интерфакс-Украина”

  • Автор: Анна Родичкина*
  • Как пандемия повлияла на деловой климат?

  • Мы в Аппарате бизнес-омбудсмена не заметили существенных изменений в деловом климате. Конечно, бизнесу не нравятся карантинные ограничения, но в то же время в Совет бизнес-омбудсмена не поступало много жалоб на незаконные действия государственных органов в связи с карантинными ограничениями.

В начале пандемии было лишь несколько жалоб на ограничения, в частности на экспорт медицинских костюмов или запрет магазинов, торгующих предметами гигиены. Но это единичные случаи. Кроме того, правительство ввело мораторий на проверки, а это значит, что компании стали меньше жаловаться на это. Однако количество жалоб на блокировку налоговых накладных возросло. Возможно, Налоговая служба использовала этот инструмент для влияния на бизнес.

Карантин, благодаря тому, как на него отреагировало государство, не создал много новых бюрократических процессов, например, новых специальных разрешений, лицензий, которые бизнес должен получить для того, чтобы работать в этот период, или целевых льгот/программ государственной помощи бизнесу, которые предоставлялись бы в сложной процедуре и могли бы вызвать споры. Так что “специфическим карантинным " жалобам просто не было места.

И все же, несмотря на то, что многие предприятия были вынуждены прекратить свою деятельность из-за блокировки, количество жалоб в 2020 году выросло примерно на 5% по сравнению с 2019 годом.

  • Как вы думаете, в чем причина этого? Может быть, некоторые власти вели себя более агрессивно по отношению к бизнесу?

  • Я думаю, что все больше компаний осознают возможность обращения в Офис бизнес-омбудсмена для защиты своих интересов.

Интересно, что по результатам опроса бизнеса, проведенного в рамках подготовки к созданию антикоррупционной стратегии на 2020-2024 годы, предприниматели назвали полицию приоритетным направлением борьбы с коррупцией (41% опрошенных). При этом 32% опрошенных указали налоговую и таможенную сферы. Различные исследования опыта коррупции свидетельствуют о том, что бизнес чаще всего сталкивался с проявлениями коррупции при взаимодействии с правоохранительными органами и прокуратурой - с теми органами, которые, по идее, должны их защищать больше всего.

По нашим данным, жалобы бизнеса на правоохранительные органы находятся на втором месте, с огромным отрывом от жалоб по налоговым вопросам (12% против 64%).

  • Какова ситуация с законопроектом № 3607 о бизнес-омбудсмене? Тебе не кажется, что ее снова отложили в долгий ящик?

  • Как вы знаете, мы работаем на основании постановления Кабинета Министров от 2014 года. Но этого недостаточно, потому что этот указ распространяется только на те органы власти, которые подчинены Премьер-министру, и не распространяется, например, на Прокуратуру, Службу безопасности, органы местного самоуправления. Они сотрудничают с нами, но на добровольной основе. Существуют также трудности с доступом к служебной информации и другие проблемы. Международные доноры, которые финансируют нашу организацию, согласились, что наша работа будет основываться на законе Украины. Это гарантия стабильности института.

Верховная Рада предыдущего созыва не успела принять закон - законопроект о бизнес-омбудсмене прошел только первое чтение. Нынешняя Рада, а именно 39 депутатов, зарегистрировала новый законопроект о бизнес - омбудсмене. Его уже поддерживают три парламентских комитета (по экономической политике, антикоррупционный комитет и Комитет по евроинтеграции), но с некоторыми замечаниями. И сейчас мы работаем над этими предложениями правок, потому что это не типичный закон. Чтобы расширить финансирование от международных доноров, мы можем действовать только как некоммерческая организация. И кроме того, мы не можем давать никаких распоряжений властям - только рекомендации.

Но с другой стороны, эта некоммерческая организация должна иметь доступ к официальной информации, чтобы эффективно работать. В то же время закон должен очень четко регламентировать, к какой официальной информации мы можем иметь доступ, какова ответственность должностных лиц за ее непредоставление нам, какова наша ответственность за то, чтобы не распространять эту информацию без согласия властей и обратившегося к нам заявителя?

Один из депутатов, например, предложил, что если у нас есть доступ к коммерческой информации, то мы будем искать информацию о нашем жалобщике по банкам, страховым компаниям, конкурентам, партнерам. Следует уточнить в законе, что мы используем только коммерческую информацию заявителя, которую он добровольно нам предоставил, и не можем распространять ее без его согласия.

Некоторые компании действительно категорически против распространения информации о проблемах, с которыми они столкнулись, а другие, наоборот, готовы открыто и публично их раскрывать.

Один из комитетов потребовал уточнить в законе порядок назначения и избрания бизнес-омбудсмена.

Сейчас мы работаем с юристами и депутатами, чтобы учесть все правки, которые поступили от депутатов, комитетов и других органов в доработанной редакции Законопроекта № 3607.

  • Когда можно ожидать регистрации нового законопроекта-весной, летом? Каковы сроки?

  • Доработанный законопроект почти готов. Надеюсь, что через месяц народные депутаты зарегистрируют доработанный законопроект (№3607-д) или новый. Но вот их решение.

Кстати, была еще одна просьба от народных депутатов: указать в доработанном законопроекте, что финансирование доноров не должно быть связано ни с какими их интересами.

Я хотел бы подчеркнуть, что только в 2019 году Совет Европы принял рекомендации Венецианской комиссии в отношении любого омбудсмена. Украина поддержала этот документ, и мы используем заложенные там принципы в своей работе. Законопроект соответствует этим рекомендациям.

  • Вы указали на увеличение количества жалоб на блокировку налоговых накладных. Устраняете ли вы какие-либо проблемы в этой части с налоговой службой? Ведь он декларирует увеличение поступлений НДС.

  • Во-первых, если налоговая служба собирает больше НДС, то может быть, что они просто покрывают "теневую" экономику, которая очень велика в Украине. Это, конечно, радует нас, как и всех, потому что "теневой" экономики будет меньше, потому что она нарушает конкуренцию. Но это не значит, что нам нравится вся деятельность налоговой службы. И там есть проблемы. В частности, существует список рискованных компаний, и попадание в этот список создает неудобство для компании - другие предприятия боятся такого партнера. Там нужно представить документацию по всем вашим операциям, очень четкую и подробную, что очень неудобно с точки зрения предпринимателя. И бывает, что компании не понимают, почему они включены в этот список.

Мы требуем от налоговых органов предоставить конкретные аргументы, конкретные причины, по которым они считают компанию рискованной. Тогда бизнес понимает, какие шаги нужно предпринять, чтобы выйти из этого списка.

Вторая проблема в отношении налоговой службы-это неисполнение судебных решений. Вот окончательное решение суда, но налоговый орган говорит: "А мы это решение не признаем!" Компания идет к нам. Окончательные решения судов, вступившие в законную силу, должны быть исполнены. Конечно, Налоговая служба реагирует на наши рекомендации.

Мы обычно получаем материалы. Конечно, сейчас связаться немного сложнее, потому что одним из инструментов нашей работы были трехсторонние встречи: жалобщик-налоговая служба-инспектор бизнес-омбудсмена. Тем не менее, есть встречи в онлайн-режиме, есть переписка. Есть также экспертные группы, работающие с налоговой службой здесь, в Киеве. Они рассматривают самые сложные случаи и рассматривают наши системные рекомендации.

  • О блокировке: чаще ли прав жалобщик или все-таки налоговая служба? Какова статистика?

  • Чаще всего жалобщик был прав. Потому что мы сначала рассматриваем жалобу, а потом берем ее на работу. Если нет предпосылок, что налоговая система работает неправильно, то мы такой случай не рассматриваем. Мы успешно закрыли 63% налоговых дел. В 2020 году поступило 273 жалобы на приостановление блокировки налоговых накладных и 207 жалоб на включение компании в список рискованных. 76% жалоб на блокировку были успешно закрыты.

  • Но разве налоговая служба не должна приводить аргументы, почему она ставит компанию в "черный список"?

  • В законодательстве есть общая фраза, что компания общается с "теневой" экономикой, проводит рискованные операции. Но в решениях налоговых органов не уточняется, почему компании включаются в списки рискованных налогоплательщиков. Какие рискованные операции, с каким партнером? Никакой конкретики, никаких конкретных намеков. Это одна из наших важных рекомендаций-указать мотивацию такого решения.

  • Государственные органы в целом следуют вашим рекомендациям?

  • Мы изучаем все документы по конкретному делу, выдаем рекомендации, и часто наши рекомендации выполняются. И если все возможности разрешения ситуации в досудебном порядке исчерпаны, мы закрываем такое дело, а истцу остается обратиться в суд. Однако победа в суде не всегда является решением проблемы, поскольку существует отдельная проблема неисполнения судебных решений.

К сожалению, количество жалоб на неисполнение судебных решений с каждым годом увеличивается. В прошлом году их было уже 200, раньше было 100-150 жалоб в год или даже меньше. Поэтому мы подготовили отчет об исполнении судебных решений.

Например, существует около 12 мораториев, освобождающих должника от уплаты долга. Некоторые государственные предприятия, у которых нет денег, чтобы оплатить этот долг, освобождаются от уплаты. Мы говорим, что это просто неправильно. Если кто-то выиграл в суде, надо его казнить. Если проблема финансовая, то можно установить ее на несколько лет, но ее необходимо решить. В стране, где царит закон, не может быть мораториев, которые позволяют не платить долги. Может быть, нам стоит пойти на компромисс, как-то решить, является ли этот должник банкротом и не может расплатиться. Однако это серьезная проблема.

Нужно также посмотреть на госслужащих, которые не выполняют решения судов. Может быть, нам здесь нужна большая дисциплина. Если есть финансовая проблема, то необходимо предусмотреть в государственном бюджете какие-то резервы для исполнения судебных решений. Бывает, кто-то там выигрывает в суде с областной налоговой службой, а они говорят: "У нас на это денег нет." Этого не должно было случиться.

Инвестиционный климат в Украине низкий и непривлекательный, поэтому для исполнения судебных решений нужно действовать по всем этим направлениям, чтобы улучшить ситуацию.

  • Неужели это действительно возможно?

  • Надеюсь, что это реально - было бы желание. Но когда речь заходит об этих мораториях, всегда возникают препятствия, все откладывается на потом, есть причины не отменять их. Но если есть желание улучшить инвестиционный климат в Украине, то и исполнение судебных решений должно быть приведено в порядок.

  • Поддерживаете ли Вы закон о Бюро экономической безопасности в том виде, в каком он был предложен ко второму чтению?

  • Мы направили наше предложение в проект, который прошел первое чтение. Во-первых, закон должен четко предусматривать ликвидацию налоговой милиции и других хозяйственных подразделений в правоохранительных органах, в том числе в Службе безопасности Украины, во избежание дублирования функций.

Во-вторых, что отбор и назначение руководителя и сотрудников Бюро экономической безопасности должны проводиться на конкурсной основе, с учетом принципа добросовестности кандидатов и проверки их деклараций. В новый орган должны прийти профессионалы, которым будут доверять.

В-третьих, что исследования сотрудников правоохранительных органов должны основываться на аналитическом подходе, а не на использовании силовых методов.

  • Была ли какая-то реакция?

  • Нет.

  • Как изменилась работа Аппарата бизнес-омбудсмена в этом году? Что именно изменилось для вас? Я вижу, ты в офисе, а не работаешь дома.

  • Карантин оказал большое влияние, потому что мы перешли на работу в Интернете, хотя и на добровольной основе. И оказалось, что большинство инспекторов предпочитали работать из дома не только во время карантина, но и после. Поэтому в 2021 году мы сократили арендную площадь вдвое.

Онлайн-режим остается в нашем офисе даже после карантина, но мы не отказываемся встречаться с представителями госорганов или жалобщиками, если они предлагают такую встречу. В этом случае мы используем средства индивидуальной защиты.

Мне немного легче работать в офисе. Несколько дней я работаю дома, а одну неделю работал в Польше во время рождественских каникул.

  • Как изменилось ваше видение Украины в этом году?

  • Тектоническим изменением стало решение Конституционного суда о фронте борьбы с коррупцией. Но я, конечно, смотрю, как это будет реализовано. Борьба с коррупцией важна для Украины, и это решение создало большой вызов. Поэтому я внимательно слежу за тем, как президент и парламент будут решать эту проблему.

Я также впечатлен программой приватизации, которая была подготовлена в Украине. Это очень важная программа. Его успешная реализация потребует привлечения как украинских, так и иностранных инвесторов, а это сильно зависит от инвестиционного климата в стране

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

интерфакс

Независимое информационное агентство, одно из трёх ведущих агентств России, и крупнейшая в странах СНГ информационная группа, объединяющая более трёх десятков компаний — сеть национальных, региональных и отраслевых агентств. «Интерфакс» стал одним из первых в СССР независимых новостных агентств

федеральная служба безопасности

Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, осуществляющая, в пределах своих полномочий, решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Является основным правопреемником КГБ СССР

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

европейская интеграция

Это процесс производственной, политической, правовой, экономической интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского союза и Совета Европы

совет европы

венецианская комиссия

киев

служба безопасности украины

бюро промышленности и безопасности сша

польша

конституционный суд российской федерации

украинский язык