Котировки

Классный онлайн. Зачем МОН разрабатывает новые цифровые решения для украинской школы

Бобрович Яна
Общество
02 Mar 11:02   

Видеоуроки, электронные классные журналы и дневники и другие цифровые элементы вошли в школьное обращение во время пандемии. Фокус переговоры с заместителем министра образования Артуром Селецким об особенностях "оцифровки" украинских школ.

С прошлой весны, когда начался строгий карантин в связи с эпидемией COVID-19, многое изменилось в жизни украинских школ. Несмотря на проблемы с оборудованием и доступом в Интернет, участники образовательного процесса освоили формат дистанционного обучения, научились пользоваться онлайн-сервисами и платформами. Как говорят представители школьного образования, новые форматы также входят в очную форму обучения и меняют ее. Например, учащиеся активно создают презентации по различным темам урока и представляют их в классе, а учителя показывают видеоролики для объяснения той или иной темы.

В свою очередь, профильное Министерство образования и науки Украины ведет работу по разработке электронных продуктов для школ и их внедрению в учебный процесс. Одним из главных таких проектов является Всеукраинская школа Онлайн (ВШЭ)-платформа, где сосредоточены сотни видеоуроков и других материалов, необходимых для обучения. По данным министерства, с декабря, когда платформа была запущена, сайт посетили более 7 миллионов пользователей. Из них более 134 тысяч зарегистрированы на платформе — а это 100 тысяч студентов и 28 тысяч преподавателей, а также почти 6 тысяч бесплатных слушателей. География использования НИУ ВШЭ разнообразна — ее пользователи живут более чем в ста странах, в частности, в США, Канаде, Нидерландах, Великобритании, Польше, Германии и др. Артур Селецкий, заместитель министра образования и науки Украины по вопросам цифровизации, отвечает за развитие платформы НИУ ВШЭ и других цифровых проектов. Он занял эту должность в июле 2020 года, а до этого проработал в IT-сфере 18 лет. Артур Селецкий рассказал Фокусу о специфике цифровых решений министерства, а также о том, как его предыдущий опыт помогает на госслужбе.

Кто он: Заместитель министра образования и науки Украины по вопросам цифрового развития, цифровой трансформации и цифровизации

Почему он: возглавляет разработку цифровых решений для образования и науки

Платформа будущего: Всеукраинская школа онлайн

В интервью Focus министр образования и науки Украины Сергей Шкарлет анонсировал запуск "Всеукраинской школы Онлайн" на октябрь 2020 года, но это произошло только в декабре. В чем причина такой задержки?

Всеукраинская онлайн-школа-это масштабный проект, пока на платформе 18 предметов и более 800 видео уроков, мы разрабатываем еще 1 тыс. К съемкам этого проекта, подготовке и проверке материалов привлечены 40 педагогов из разных регионов Украины и 60 экспертов. У нас есть семь этапов проверки уроков, мы просматриваем все до пикселя. Бывали случаи, когда мы снимали уроки быстро, но экзаменационный этап занимал больше времени, чем ожидалось. Но мы начали в декабре и успели сделать это до того, как был усилен январский карантинный режим, когда все школы были вынуждены снова перейти на дистанционное обучение.

На мой взгляд, уроки на платформе НИУ ВШЭ сегодня самые качественные. Когда ко мне приходят люди с образовательного рынка и мы общаемся, я всегда спрашиваю, чем их продукт лучше нашей платформы. Я считаю, что государственный продукт должен быть конкурентоспособным.

Курсы по каким предметам и для каких классов наиболее востребованы?

Самыми популярными языками являются украинский и английский, а также математика и история, предметы ВНО. Моя старшая дочь сейчас учится в 11 классе и много пользуется платформой Вышки.

Еще весной шли дискуссии о том, стоит ли делать видеоуроки для детей, обучающихся в начальной школе. Вы планируете их сделать?

Сейчас мы анализируем этот вопрос. Я понимаю, что нелегко удержать внимание маленьких детей удаленно через Интернет. На мой взгляд, вы можете сделать короткие игровые видеоролики и дополнить ими урок. Но было бы нерационально отдавать весь урок начальной школы на видео, без учителя.

Какие вопросы и проблемы озвучивают вам пользователи платформы? Как вы работаете с этой обратной связью?

Пользователи спрашивают нас, будут ли добавлены новые предметы, и мы работаем над тем, чтобы на платформе были уроки французского, немецкого и испанского языков. Также в партнерстве с Министерством по реинтеграции временно оккупированных территорий мы хотим добавить крымскотатарский язык. Мы будем расширять перечень предметов не только за счет популярных, но и работать для тех, для кого дистанционное обучение крайне важно. Давайте вспомним о нашем Крыме и Донбассе, о том, что там наши преподаватели и студенты, они тоже записываются в Высшую школу экономики. Поэтому мы работаем над тем, чтобы дети с временно оккупированных и неподконтрольных территорий могли получить качественное школьное образование, а затем поступить в украинские высшие учебные заведения.

Будете ли вы создавать видеоконтент на языках национальных меньшинств-венгерском или русском, например, как это делается в школьных программах?

Да, начнем с крымскотатарского языка, а потом будем искать финансирование для занятий на других языках. Мы хотим, чтобы наша украинская школа была доступна всем, независимо от того, где находятся наши пользователи. Здесь нужно думать, потому что если программа меняется, то нужно менять уроки так, чтобы они оставались актуальными. У нас есть большая команда экспертов, и мы знаем, какие учителя могут это сделать.

У нас почти не было бюджетов на работу над образовательными цифровыми продуктами, поэтому я подключил IT-сеть, крупнейшее IT-сообщество Украины, насчитывающее более 10 тысяч человек, и Ассоциацию IT Ukraine. Они помогают разрабатывать цифровые продукты, находят компьютеры для школ, в которых их нет, например. Я прошу их принять участие в обучении сотрудников Министерства. Поэтому раз в неделю мы проводим тренинги для всех заинтересованных сотрудников.

Делают ли это ИТ-специалисты бесплатно?

Да. Сейчас у нас есть три проекта, которые делают IT - компании для государства. В плане обучения мы пошли еще дальше, пока не начали обучающие курсы для сотрудников всех министерств и ведомств — по ИТ-анализу, управлению проектами и кибербезопасности. В тренинге приняли участие более 800 сотрудников. Обучение полностью бесплатное. Министерство цифровой трансформации помогает в организации курсов.

Министерство планирует открыть онлайн-образовательную платформу с 2018 года, но предыдущая ее версия находится под арестом СБУ. Вы освободили этот ресурс из-под ареста?

Национальная образовательная электронная платформа все еще находится под арестом. Для "Всеукраинской школы онлайн" мы разработали отдельную платформу совместно с Министерством финансов. Она написана не только для Министерства образования и науки, но и для других ведомств. Высшая школа экономики-это пилотный проект, и потом мы планируем туда поступать на курсы для сотрудников министерств, и не только образования. Министерство образования и науки не потратило на эту платформу ни копейки, это были средства доноров. Кроме того, платформа размещена на серверах Министерства цифровой трансформации и будет развиваться в разных направлениях.

Оценки в приложении и профили студентов

НИУ ВШЭ строится по принципу массовых открытых курсов, таких как Prometheus или Coursera. Другое дело-цифровые продукты, разработанные специально для педагогов и их потребностей. Что вы делаете в этом направлении?

Мы планируем развивать НИУ ВШЭ в этом направлении: платформа будет иметь базовый функционал для проведения онлайн-уроков. Это будет включать в себя видеочаты, создание групп или классов, а также возможность загружать авторский контент, который создает учительМы также разработали ресурс для электронных дневников и журналов. Он уже прошел испытательный срок, и мы ввели его в опытную эксплуатацию. В целом идея была такова: мы видим, что рынок образовательных цифровых продуктов стремительно развивается, и у министерства не было достаточных бюджетов для того, чтобы мы могли разработать что-то свое. В то же время мы планировали собирать статистику, и для этого начали разрабатывать функционал на онлайн-платформе управления образованием AIKOM. В то же время к нам стали обращаться школы, которые не имеют ресурсов для использования платных дневников и журналов. Мы провели переговоры с разработчиками, и они быстро сделали интерфейс, чтобы школы могли пользоваться бесплатным государственным продуктом. В то же время интерфейс тестируется преподавателями, и благодаря этому мы делаем сервис более удобным.

Уже есть критика электронных дневников: личные данные учащихся становятся слишком открытыми, потому что их могут сразу увидеть родители. На ваш взгляд, это проблема?

Думаю, что нет. Я говорю это как отец двух дочерей, а не как чиновник. Моя младшая дочь учится в шестом классе, и в какой-то момент она начала получать более низкие оценки по истории. Оказалось, что студенты должны были делать презентации. Она не знала, как это сделать, и без презентации все даты путались у нее в голове, потому что она также изучает два иностранных языка и посещает спортивные клубы. Моя дочь попросила меня научить ее делать презентации, и через два дня я это сделал. Затем в электронном дневнике я увидел снижение оценок по математике, и благодаря репетитору они смогли улучшиться.

Действительно, иногда дети боятся показывать дневник родителям, потому что будут ругать за "двойку". Но я, как добросовестный отец, хочу не ругать ребенка, а помочь ему. И я думаю, что у нас много таких родителей, как я. Я знаю, что подростки иногда хотят убежать из школы. Но, с другой стороны, благодаря цифровым инструментам дети становятся безопаснее. Раньше только в конце дня родители могли узнать, что ребенка нет в школе. А с электронным классным журналом мы сразу видим, что ребенок не дошел до школы, и можно сразу бить тревогу и искать его.

Насколько я понимаю, каждый пользователь видит только свою часть информации?

Да, каждый тип пользователей имеет свою собственную функциональность. Родители видят только дневники своих детей. Учитель видит оценки всех детей в классе, а директор видит оценки всей школы. Удобно и то, что учителя и ученики могут вести только электронный классный журнал или дневник, а не бумажный.

Какова защита от взлома в системе электронных дневников и журналов, сколько степеней она имеет?

ПАК "АИКом" была построена и сертифицирована интегрированная система информационной безопасности (на рынке комплексного) г-2 для переменного тока "3". Защита предполагает совокупность аппаратных и программных средств, работающих в рамках нивелирования рисков потенциальных атак и предотвращения наличия системных уязвимостей. В наше время трудно быть уверенным в невозможности чего-либо, связанного с ИТ-сферой, но мы делали и делаем все возможное для обеспечения безопасности данных, принадлежащих и управляемых государством. Серьезных атак на ресурс, о которых следует подробно поговорить, на сегодняшний день нет.

Иногда дети боятся показывать дневник родителям, потому что будут ругать за "двойку". Но я, как добросовестный отец, хочу не ругать ребенка, а помочь ему. И я думаю, что у нас много таких родителей, как я

Как работает система в тех случаях, когда учитель, например, путает классы или предметы и дает ложные оценки?

Учитель работает только со своими классами. Но каждый может ошибиться, и платформа имеет возможность исправить счет или "энку". При этом мы видим все логи, то есть кто это сделал и когда. Вы можете отслеживать имя пользователя, под которым это было сделано. Поэтому уже не может быть, чтобы классный руководитель исправлял оценки за весь семестр. Если будут такие прецеденты, это будет видно. На этапе тестирования мы пока не ограничиваем эту функцию, но в будущем дадим возможность корректировать баллы в течение дня-двух. И если учитель не исправит оценку за этот короткий срок, то он должен дать комментарий-объяснение, почему он это делает.

Когда МОН отменит бумажные журналы, чтобы у учителей было меньше бумажной работы?

Теперь можно вести как электронный, так и бумажный журнал. И мы уже знаем случаи, когда комиссия приходила в школу и пересчитывала чек по электронным журналам. В общем, есть приказ об электронном документообороте. Журналы должны храниться в течение пяти лет, а электронные также позволяют хранить их в течение этого времени. Сейчас мы дорабатываем возможность печати электронных журналов.

Сейчас школы используют различные электронные системы для управления классными журналами и расписаниями. Как и когда вы объедините их в единую систему? Что делать, если, например, существуют несовместимые форматы и разная функциональность?

В любом случае, мы сделаем программный API, это интерфейс, который позволит вам загружать любые данные. Мы планируем интегрироваться с коммерческими продуктами уже с нового учебного года. Это происходит в том случае, например, если коммерческий продукт резко изменился, и школа хочет перейти на другую платформу, ей не нужно будет вводить данные снова, а с помощью API мы перенесем все сохраненные данные AIK на новую платформу, или школа может быстро и легко подключиться к публичной платформе E-Journal. Такая интеграция также необходима, потому что для нас важно сохранить информацию об участниках образовательного процесса и их продвижении. Если ребенок ходит из школы в школу, мы увидим его успехи. Я вижу много преимуществ в API. Мы ни в коем случае не хотим хоронить свой бизнес, наоборот, хотим, чтобы он развивался. А мы, как министерство, будем задавать тон на рынке и стимулировать конкуренцию. Например, мы сделаем базовый функционал, а коммерческие будут работать над более интересными функциями электронных сервисов.

Зарубежные системы образования в своей цифровизации движутся к созданию индивидуальных электронных профилей для каждого ребенка, как это происходит в Финляндии. Вы что-то делаете в этом направлении?

У нас уже есть две идеи в работе. Первый-это создание спортивной площадки, где будут демонстрироваться результаты всех соревнований, проводимых под эгидой Министерства образования и науки. Существует также условный рейтинг детей, их спортивные профили. Это делается для того, чтобы профессиональные спортивные команды могли видеть талантливых детей и принимать их. Например, сельская школа выиграла областной чемпионат, а есть два-три талантливых юных футболиста-благодаря таким профилям эти дети могут увидеть то же "Динамо" или "Шахтер" и развивать их дальше.

Еще одна идея-профили молодых ученых. У нас много очень умных, одаренных детей. И очень трудно развиваться без наставника. Когда я работал в НЕМ, я был наставником, я брал не более пяти молодых людей. У меня была девушка из Минска, которая хотела после колледжа поступить в университет на бизнес-аналитика, но у семьи не было на это денег. Мы работали с ней два или три месяца, и она нашла работу. Через несколько месяцев она собрала необходимую сумму на обучение, и теперь она студентка и работает. Это действительно мотивирует меня заниматься с одаренными детьми. Я хотел бы создать платформу с профилями таких детей, чтобы наши ученые могли их видеть и стать для них наставниками. А дети, в свою очередь, увидят ученых и выберут наставников. Таким образом, эти проекты приводят к созданию индивидуальных профилей студентов. Я надеюсь, что теперь мы заложим цифровой фундамент, на котором будет развиваться образование

высоцкий владимир

Советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен ; автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР

министерство образования и науки российской федерации

Прекратило существование в связи с разделением на два ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

доллар сша

Денежная единица США, одна из основных резервных валют мира. 1 доллар = 100 центов

канада

Государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире

нидерланды

великобритания

польша

германия

шкарлет сергей

государственная служба украины по чрезвычайным ситуациям

крым

сообщество

министерство цифровой трансформации украины

служба безопасности украины

информационные технологии

финляндия

минск