Котировки

Колеса для армии: "Слуги народа" предлагают мобилизовать авто с шоферами

Стадник Олена
Общество
09 Apr 17:53   

Украинские водители могут в ближайшее время получить "письма счастья" не только о штрафах за нарушения ПДД, но и о мобилизации транспортного средства. Это одно из вероятных последствий законопроекта " О внесении изменений в Закон Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации". Среди авторов-народные депутаты фракции "Слуга народа" Марьяна Безуглая, Егор Чернев, Георгий Мазурашу, Александр Алексейчук и другие.

Vesti.ua разобрались, к чему готовиться украинским автомобилистам.

Чем проще - тем лучше

В пояснительной записке к документу авторы подчеркивают: "В течение длительного периода Украина находилась в "состоянии ожидания" распространения агрессии со стороны Российской Федерации, применяя меры по укреплению обороноспособности страны. Одним из важнейших инструментов обороны являются мобилизационные мероприятия, в частности, военно-транспортное обслуживание предприятий, учреждений и организаций".

Суть законопроекта проста. Теперь владелец транспортного средства (учреждение, предприятие, организация) при регистрации, перерегистрации, изменении регистрационных данных обязан обратиться в военный комиссариат и получить свидетельство о регистрации транспортного средства или изменении регистрационных данных. Эти меры направлены на обеспечение военных комиссариатов актуальной информацией о транспортных средствах, которые могут быть задействованы в мобилизации. Однако существуют и более современные способы получения актуальной информации, не требующие участия субъектов, имеющих отношение к этой информации. Итак, народные депутаты предлагают:

Принятие законопроекта позволит оптимизировать и упростить процесс взаимодействия военных комиссариатов с предприятиями, учреждениями и организациями в части исключения последних из процесса информационного обмена в вопросе учета транспортных средств, считают авторы.

Подчеркнем, что речь идет не о личном автотранспорте.

Прозрачно, без лазеек, но нужны критерии

В целом эксперты поддерживают эту инициативу, но не все так просто. Например, участник АТО, директор Ассоциации Software Ukraine Виктор Валеев утверждает, что теперь процесс станет более прозрачным.

"В данном случае речь идет об упрощении процедуры и установлении автоматического обмена между базами данных. Учитывая нынешний критический период, в частности, ограниченное передвижение, в том числе сотрудников военкоматов, автоматический обмен, с одной стороны, упростит, но и сделает все процессы прозрачными-будет меньше возможностей для сокрытия", - сказал эксперт в комментарии Vesti.ua .

В то же время Виктор Валеев отмечает, что лазеек для уклонения от этой обязанности после внесения изменений в нормативные правовые акты в 2017 году практически нет. Комментируя несколько скандальных случаев, когда военные брали автомобили представительского класса для нужд Вооруженных Сил, эксперт отметил, что для армии грузовики гораздо нужнее, желательно на дизеле, а джипы - из-за их проходимости. Легковые автомобили тоже нужны, но в меньших количествах. По его мнению, злоупотребления, которых опасаются критики законопроекта, можно свести к минимуму, обновив соответствующее постановление правительства, в частности, прописав в нем критерии мобилизации транспортных средств в случае введения особого периода, военного или чрезвычайного положения, а также существенно упростив саму форму отчетности предприятия по транспортным средствам.

"Думаю, можно было бы пойти в этом отношении по пути оценки проходимости, грузоподъемности автомобиля, где-то даже, может быть, поставить верхнюю планку на смету стоимости легкового автомобиля. Так что, пользуясь этим правом, они не мобилизуют технику элитного класса для собственного личного пользования", - подчеркнул он. В то же время Виктор Валеев подчеркнул, что сама военно-транспортная служба необходима, поскольку грузовой парк Вооруженных Сил в случае развертывания масштабных действий потребует значительного пополнения автотранспорта - в рабочем состоянии и оснащенного (в том числе запасными частями). И срочно.

Инвентаризация перед войной

Но не все так просто, считает конфликтолог Владислав Мулик. По его мнению, формально упрощая обмен данными, поправки могут фактически "закрыть" важную информацию для потенциального противника.

"Лучший способ взять управление в свои руки-это посадить всех в "Дию" или что-то подобное цифровое, сделанное на западных двигателях. Сейчас дело дошло до хозяйствующих субъектов, потом будет транспорт, жилые дома, критическая инфраструктура", - предполагает он.

Владислав Мулик не исключает, что мы даже не будем контролировать доступ к этим данным.

Подводная галька

Есть и другие нюансы. Некоторые из мобилизованных транспортных средств до сих пор проходят испытания. В решении одного из них говорится, что в Украине сохраняется режим особого статуса. Поэтому владелец самосвала не получил автомобиль обратно.

Любопытно, что предложения Марьяны Безуглой и ее единомышленников уже частично сработали с 2017 года. Пункт 13 Постановления Кабинета Министров" Об утверждении Положения о военно-транспортной службе " № 1921 предусматривает обмен данными между сервисными центрами Министерства внутренних дел, Государственной службой безопасности на транспорте, Инспекциями государственного технического надзора местных администраций и военными комиссариатами. Данные представляются в комиссариаты ежегодно до 20 июня и 20 декабря. Эти правки были сделаны в 2017 году. Законопроект Безуглого просто выводит этот обмен данными на новый уровень.

А пункт 15 указа предписывает руководителям предприятий, учреждений и организаций представлять в военные комиссариаты, помимо данных о транспортном средстве, сведения о "гражданах, работающих на предприятиях, учреждениях и организациях на таких транспортных средствах и оборудовании". Другими словами, водитель также может быть мобилизован для перевозки. Согласно поправкам, предложенным законопроектом, это произойдет автоматически. А человек не знает, не знает, и его позовут-вместе с транспортным средством.