Котировки

Корабль-урод: Посмотрите, на чем русские собрались исследовать Северный полюс

Бобрович Яна
Общество
23 Dec 13:45   

Корабль уродов: Посмотрите, что русские собираются исследовать Северный полюс на

Открытые источники

Оригинальный на Драйве

Новый арктический дальнемагистральный научно-исследовательский корабль проекта 00903 предназначен для выполнения исследовательских задач в Арктике. Оно сможет без перерыва находиться в открытом океане до двух лет.

Россия, уделяющая повышенное внимание арктическому региону, спустила на воду новое арктическое научно-исследовательское судно "Северный полюс". Это судно проекта 00903 называется "ледостойкой самоходной платформой" (ЛСП) и предназначено для плавания в ледовых широтах Крайнего Севера, где ученые будут проводить океанографические, акустические, геофизические и геологические наблюдения. Но выглядит очень несимпатично.

Корпус судна имеет четкую форму яйца, и он изготовлен из высокопрочной стали, чтобы пробивать легкий лед. Скорость LSP составит около 10 узлов. Но это не ледокол, и его усиленный корпус не рассчитан на прорыв толстого льда. Скорее, LSP будет дрейфовать через океан, отталкивая льдины. Конструкция судна должна обеспечивать длительное и автономное плавание.

Санкт-Петербургские "Адмиралтейские верфи", входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), спустили на воду "Северный полюс" 18 декабря, почти ровно через два года после начала строительства. Это судно строится для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и будет стоить $100 млн. Строительство является частью совместного проекта Росгидромета и Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

Платформа имеет длину 83 метра, ширину 22,5 метра и водоизмещение 10 225 тонн. "Северный полюс" станет первым судном такого рода, которое будет постоянно базироваться в высоких арктических широтах.

Открытые источники

Раньше Россия, а до нее и Советский Союз использовали дрейфующие ледовые станции, где работали команды полярных ученых. Станции размещались на сточном льду или на айсбергах. Всего с 1937 года было проведено 40 экспедиций, которые обычно начинались в сентябре-октябре. Одна из этих ледовых станций принесла неожиданную удачу американским исследователям. В мае 1962 г. они провели операцию "Холодный котик" для получения разведданных с заброшенной советской дрейфующей станции в Арктике.

Однако в связи с глобальным изменением климата с начала 2000-х годов открывать такие станции было нецелесообразно, поскольку найти твердый лед становилось все труднее.

Открытые источники

Последней российской дрейфующей станцией, работавшей относительно долгое время, была Северный полюс 40. Станция была развернута в октябре 2012 г., но должна была быть эвакуирована в мае 2013 г., так как льдина под ней начала обрушиваться. Ученых вывезли на атомном ледоколе. Следующая попытка развернуть дрейфующую станцию была предпринята в 2015 году, но ученые покинули ее, проработав там всего четыре месяца.

Поэтому Россия решила создать "ледостойкую самоходную платформу", которая могла бы самостоятельно или с помощью ледокола плавать по Северному Ледовитому океану, а по прибытии в пункт назначения начать свое "автономное" дрейфующее плавание. Автономность судна в этом случае означает, что оно сможет работать самостоятельно в течение длительного времени без пополнения запасов. Исследователи смогут изучать Арктику два года подряд, не приходя в порт.

Поскольку Северный полюс будет долго находиться в море, корабль будет снабжаться либо проплывающими мимо ледоколами, либо по воздуху. На ЛСП есть вертолетная площадка, и там будет постоянно находиться вертолет Ми-8. Это будет вариант вертолета Ми-8АМТШ-ВА, предназначенный для выполнения задач в арктических условиях. В будущем на вертолетную площадку ЛСП будут приземляться вертолеты Ми-38, а может быть, и более современные винтокрылые машины.

Открытые источники

Когда началось строительство нового судна, портал "Баренц-наблюдатель" процитировал слова заместителя директора Росгидромета Натальи Радковой, которая назвала Северный полюс "уникальной, удобной и надежной дрейфующей станцией, которая, безусловно, откроет новую страницу в нашей отечественной полярной истории".

Северный полюс будет использоваться как научное судно, но это также имеет важное стратегическое значение. Отступление льда, сделавшее нецелесообразным развертывание дрейфующих станций, открывает новые области энергетических ресурсов в этом регионе, который быстро становится ареной противостояния великих державИсследования, которые будут проводиться учеными в ЛСП, имеют определенное военное значение. Например, подводные исследования в Северном Ледовитом океане дают ценную информацию для надводного и подводного флота России, который все более активно работает в этих широтах. Россия и ВМФ США также разрабатывают систему усиленного мониторинга экологических изменений в Арктике, официально предназначенную для научных целей.

Связанные с этим новости

Новое арктическое исследовательское судно, несомненно, поможет России добывать больше нефти и газа со дна Северного Ледовитого океана и на островах, которые раньше были покрыты льдами. Это будет иметь далеко идущие геостратегические последствия. Российские военные уже агрессивно наращивают свое присутствие в регионе, создавая передовые базы. Это поможет Кремлю защитить тысячи километров российской береговой линии от моря, суши и воздуха.

Исключительная экономическая зона России в Арктике дает ей право на добычу нефти и газа, а также на рыбную ловлю. Россия будет пользоваться этими правами, но ей придется энергично защищать их, так как Канада, Дания, Норвегия и США все чаще оспаривают ее претензии.

Строя LSP, Россия, по сути, создала многофункциональную плавучую платформу с огромным запасом прочности, которая невосприимчива к уникальным суровым условиям Арктики. Поэтому нельзя исключать, что в будущем корабли такого рода найдут более широкое военное применение. "В будущем Северный полюс сможет поддерживать деятельность российских кораблей арктической направленности, которых становится все больше и больше. Это и самый большой и мощный ледокол в мире, и патрульные корабли ледового класса проекта 23550 "Арктика", которые по сути являются полярными корветами.

Арктика явно приобретает особое значение для Москвы, и похоже, что научно-исследовательское судно "Северный полюс" займет важное место в ее планах на будущее.

Томас Ньюдик

Редакционная коллегия может не согласиться с мнением автора. Если вы хотите написать в колонке "Мнение", пожалуйста, прочитайте правила размещения и напишите по адресу [email protected] .

Видео по теме

Новости по теме

Виджет-партнер

русские

Восточнославянский народ, самый многочисленный народ России, самый многочисленный европейский народ. Есть крупные диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Белоруссии и ряде других стран

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 748 590 чел

адмиралтейские верфи

Одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга. Входит в состав «Объединённой судостроительной корпорации»

объединённая судостроительная корпорация

Российский государственный судостроительный холдинг. Штаб-квартира компании расположена в Санкт-Петербурге

федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г

ми-8

ми-38

военно-морские силы сша

россия

канада

дания

норвегия

соединённые штаты америки

москва

северный полюс

ньюдик брент

арктический и антарктический научно-исследовательский институт

северный полюс-1

федеральная служба исполнения наказаний

арктика