Шесть вагонов пассажирского поезда "Интерсити" между Киевом и Запорожьем сошли с рельсов 29 марта. 16 марта"Укрзализныця", по результатам анализа, объявила об увольнении шести руководителей Приднепровской железной дороги. Однако бывший начальник управления электроснабжения Валерий Людмирский считает, что реальные виновники аварии не были привлечены к ответственности.
В интервью обозревателю он назвал их имена, а также объяснил причинно-следственную связь, приведшую к аварии.
Кто виноват в том, что случилось с Интерсити
В первую очередь, по словам Людмирского, ответственность несет исполняющий обязанности члена правления, а также директор по инфраструктуре Роман Черницкий. Бывший чиновник УЗ подчеркнул, что то, что произошло с поездом, произошло именно из-за ужасного содержания путевого хозяйства.
"За время его руководства инфраструктурой количество километров дорог с просроченным ремонтом значительно возросло. То есть безопасность дорожного движения находится под угрозой", - сказал Людмирский.
Еще одним виновником ДТП он назвал главного инспектора по безопасности дорожного движения (ЦРБ) Александра Погорелого.
"Ранее ЦРБ назначалась из числа руководителей железных дорог - наиболее опытных железнодорожников. Он (Погорелый) ничего в этом не понимает, не имеет профильного образования и опыта работы", - пояснил эксперт.
"На селекторном совещании по анализу этого схода с рельсов (поезда Междугороднего сообщения), которое я опубликовал в группах "Центр транспортной инфраструктуры" и "Форум железнодорожников Украины", четко зафиксировано, что журналы путевого технического контроля не ведутся, нормативная документация не ведется. И это должны были контролировать аудиторы безопасности дорожного движения", - добавил Людмирский.
Третьим виновником, которого также не привлекли к ответственности, он назвал директора Приднестровской железной дороги Александра Зарубу.
"(Он) даже наоборот-пошел на повышение. В то же время был уволен директор железнодорожной инфраструктуры Александр Декарчук, которому Заруба не разрешил нормально работать", - сказал эксперт, добавив, что Декарчук был "принесен в жертву". "Он занял эту должность около шести месяцев назад. В общем, он классный грузчик, который входит в десятку лучших в УЗ. На него повесили инфраструктуру, чтобы при удобном случае выгнать", - считает бывший начальник Департамента электроснабжения.
Засилье непрофессиональных кадров и низкие зарплаты рядовых сотрудников
Людмирский считает, что за последние три года УЗ довела, в том числе и Ивана Юрика, до такого состояния.
Юрик был членом Наблюдательного совета УЗ в 2018-2019 годах, стал членом Правления в 2019 году, а с марта 2021 года-исполняющим обязанности главы Правления. Все это время он отвечал за финансово - хозяйственное подразделение.
Эксперт добавил, что это правда, что во время аварии были допущены ошибки, но нужно понимать, что людям "надевают намордники".
"Член правления получает полмиллиона гривен, член наблюдательного совета пьет виски за 60 тысяч гривен, а дорожный слесарь получает 5-6 тысяч в месяц. Людей не хватает, их массово увольняют. А исполняющим обязанности главы правления назначен человек, который за последние три года довел УЗ до такого финансового положения-Иван Юрик",-пояснил он.
Это приводит к еще одной проблеме - невостребованности профессии.
"Две самые невостребованные профессии-гидроэнергетика и железная дорога. Потребность в кадрах огромна, но никто не хочет идти в железнодорожный университет. Зачем учиться на железнодорожника, если эти руководители, принимая решение о зарплате, считают заместителей руководителей-менеджеров и ставят зарплату 60-80 тысяч, а главного инженера-20 тысяч", - сказал Людмирский.
Он добавил, что до недавнего времени в правлении вообще не было железнодорожников: "У них есть мнение, что УЗ начинается на Тверской 5 (адрес УЗ) и заканчивается на Южном вокзале."
Что делать
Бывший начальник Управления электроснабжения считает, что изменения должны начаться с назначения руководителем УЗ профессионального железнодорожника.
"Это должен быть человек, проработавший на железной дороге не менее 15-20 лет и имеющий специальное образование, проработавший в линейных подразделениях не менее 5 лет", - пояснил Людмирский.
Следующий шаг-позволить менеджеру сформировать профессиональную команду.
"Вот идет Кирпа (генеральный директор УЗ в 2000-2004 годах Георгий Кирпа). Кого он привел? Начальник Главка железных дорог, начальник Главка связи, начальник Главка энергетики. Он знал своих коллег, знал, кто из них лучший, кого и куда назначать. Тогда железнодорожники приходят на ключевые посты", - сказал эксперт.
Третий шаг-сокращение десятка ненужных отделов. Среди них Людмирский назвал проектный офис, кабинет директора по информационным технологиям, Департамент корпоративной и социальной ответственности.
"У нас есть главный информационно-вычислительный центр, зачем нам еще одно устройство? Существовал отдел кадровой социальной политики, в который входило 35 человек. Вместо этого были созданы три отдела общей численностью 105 человек", - сказал он.
Тогда должна быть четкая, понятная и вменяемая шкала заработной платы. По словам Людмирского, для генерального директора она не должна превышать более чем в 10 раз среднюю зарплату работника массовой профессии.
"И если у них (рядовых сотрудников) есть повышение зарплаты, то только тогда она должна вырасти для руководителя", - сказал он.
Кроме того, вы должны попытаться вернуть груз на железную дорогу любым способом. По словам эксперта, сейчас речь идет об автомобильном и речном транспорте.
"Это все комплекс вопросов, которые может решить только профессиональный менеджмент, который понимает, с чего начать и куда идти", - заключил Людмирский.