Котировки

Куда уходят миллиарды, или почему ЦХОЯТ и железную дорогу не могут ввести в эксплуатацию

Стадник Олена
Общество
04 Feb 11:50   
  • Сегодня в атомной энергетике перед украинским государством стоит очень важная задача - завершение строительства и ввод в эксплуатацию Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива и подъездных путей к нему. Если мы не успеем завершить строительство этих объектов к 2023 году, нам придется заплатить огромные (сотни миллионов долларов США) штрафы России, которая временно хранит наше отработанное ядерное топливо у себя дома.*

  • Эта очень важная миссия была возложена на отдельное подразделение НАЭК "Энергоатом". - "Атомпроектинжиниринг", который возглавляет некий Николай Петрович Божко, о деятельности которого мы расскажем более подробно позже.*

В нашем тематическом расследовании мы расскажем о том, как вместо строительства критически важного стратегического объекта руководство Атомпроектинжиниринг занимается "распиливанием" средств налогоплательщиков.

100.00 Видео дня

На сегодняшний день завершен ввод в эксплуатацию Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива и прекращение вывоза отработавшего ядерного топлива из Хмельницкого, Строительство Ровенской и Южно-Украинской атомных электростанций для переработки в Российской Федерации является стратегической задачей для украинского государства. Об этом прямо заявил президент Украины Владимир Зеленский.

"Символично, что сегодня, в День энергетика, завершается строительство первого пускового комплекса централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива в Чернобыльской зоне отчуждения. Эксплуатация этого объекта обеспечит ядерной генерации Украины реальную независимость от любых геополитических прихотей", - заявил Зеленский в декабре прошлого года.

Но, к сожалению, процесс запуска TSKOYAT продвигается крайне медленно и непрофессионально. Первоначально установленные сроки ввода в эксплуатацию неоднократно нарушались. Эксперты в области энергетики в один голос говорят, что мы не успеем ввести в эксплуатацию ЦКОЯТ и железнодорожные пути в установленные сроки, что сулит нашему государству большие пробелы в виде многомиллионных штрафов, которые нам придется заплатить стране-агрессору.

Вместо того, чтобы направить все наши усилия на достижение поставленных целей в силу острой необходимости, мы видим различные манипуляции, дешевый пиар в СМИ.

Ко Дню энергетика в декабре 2020 года журналистов доставили в Централизованное хранилище отработавшего топлива (ЦКОЯТ) по поводу предполагаемого завершения его строительства.

"В то время не были установлены системы радиационного контроля, физической защиты ядерной установки (а ЦКОЯТ является ядерной установкой), системы связи, объект не был подключен к электричеству по постоянной схеме, бетон на месте хранения ОЯТ был залит не проектного качества в неблагоприятных погодных условиях, потому что весной там появились трещины", - пишет в авторской статье Ольга Кошарная, член коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины.

273.72

Ввод в эксплуатацию ЦКОЯТА исполняющим обязанности президента Энергоатома Петром Котиным был обещан в конце мая 2021 года, затем в конце июля. А 20 августа было объявлено о "презентации" ЦКОЯТА ко Дню Независимости Украины. В мероприятии принял участие министр энергетики Украины, экс-вице-президент "Энергоатома" Герман Галущенко. Президент Украины, глава Государственного атомного регулирования Украины, представители Посольства США, компании Holtec Interational, технология которой внедряется на Центральной атомной электростанции, не почтили мероприятие своим присутствием. Это говорит о многом.

На сегодняшний день объект не готов к вводу в эксплуатацию. Поэтому многие воспринимают подобные "утренники" в НАЭК как дешевый фарс, призванный отвлечь внимание от реальной картины происходящего. В то же время вся эта деятельность обходится украинцам в миллиарды гривен.

Аналогичная ситуация сложилась вокруг строительства ветки железной дороги Вильча-Янов, ведущей в ЦКОЯТ. В январе 2021 года постановлением Кабинета министров Украины участок железнодорожной линии был передан в собственность НАЭК "Энергоатом".

"Строительство шло невероятными темпами и обошлось в два раза дороже среднего - почти 336,7 млн грн по контрактной процедуре из-за "отсутствия конкуренции по техническим причинам". Вас можно понять - сроки были скорректированы", - говорит эксперт.

На самом деле 29 июля состоялось торжественное открытие участка железной дороги, ведущего в ЦКОЯТ. Журналистам показали тестовый пробег специального поезда, который перевозил имитатор контейнера с отработавшим ядерным топливом по реконструированному участку железной дороги Вильча-Янов. Участники сияли радостными улыбками на фоне свежевыкрашенного тепловоза.

"Именно по этому участку железной дороги, начиная с сентября 2021 года, поезда с отработавшим ядерным топливом с трех украинских атомных электростанций будут отправляться на Центральную атомную электростанцию: Ровенскую, Хмельницкую и Южноукраинскую. А затем, вслед за ведущими странами мира, Украина разработает технологию дальнейшего использования ОЯТ. Поэтому сегодняшнее событие чрезвычайно важно для будущих поколений", - торжественно пообещал тогда глава "Энергоатома" Петр Котин.

На самом деле все это было фикцией, так как не было документа, подтверждающего готовность объекта инфраструктуры и транспорта (декларация GASI). Следует отметить, что по степени опасности объектов инфраструктуры транспортировка отработавшего ядерного топлива относится к значительным последствиям (класс CC3).

В СМИ неоднократно демонстрировались фотографии, красноречиво свидетельствующие о "готовности" железной дороги к перевозке ядерно опасных грузов: ржавые рельсы, разрушенные шпалы, ямы, заполненные щебнем. Ниже приведены последние фотографии с объекта, которые были сделаны экспертом Государственного атомного регулирования.

"И только недавно исправленный проект железной дороги участка Вильча-Янов, который в настоящее время проходит государственную экспертизу по ядерной и радиационной безопасности, был представлен Государственному атомному регулированию. То есть эта чрезвычайно важная железная дорога, которая должна быть идеальной во всем, была построена без утвержденного проекта! Что же тогда торжественно праздновали в конце июня?" Кошарная задается вопросом.

Как мы видим, главное для руководства НАЭК - создать информационный повод и красивую картинку, не соответствующую действительности.

Что касается ЦКОЯТА, то там дела обстоят еще хуже. По нашей информации, некоторые документы в ГАЗИ (ДИАМ) все же были получены. Но до сих пор, по сообщениям СМИ, Государственное атомное регулирование "не получило полного пакета документов, необходимых для получения лицензии на ввод ЦКОЯТ в опытную эксплуатацию".

В этом выпуске на повестке дня ряд вопросов: ввод в эксплуатацию систем физической защиты, радиационный мониторинг, безопасность, контроль и управление.

Естественно, все эти недостатки, задержки, завышение цен, нарушения технологии и "мутные схемы" вокруг строительства Центральной атомной электростанции имеют конкретных бенефициаров с полными именами и должностными обязанностями, которые далее рассматриваются более подробно.

КУДА УХОДЯТ НАШИ МИЛЛИАРДЫ?

В нашем распоряжении есть интересный документ - акт Государственной аудиторской службы Украины № 05-21/3, который был составлен по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия "Национальная генерирующая компания по атомной энергии "Энергоатом".

В массивном документе объемом 1059 страниц прописаны финансовые нарушения отдельных подразделений НАЭК "Энергоатом". Среди множества ценной информации нас заинтересовали 13 страниц, посвященных нарушениям ОП "Атомпроектингиринг" - заказчика строительства ЦКОЯТА и железнодорожной ветки "Вильча-Янов". Этот документ дает четкий ответ, почему два таких важных взаимосвязанных объекта до сих пор не введены в эксплуатацию в полном объеме, и кто в этом виноват. "Проверка расходов на капитальные вложения проводилась выборочно по отдельным объектам капитальных вложений, как указано далее в тексте и по вопросам, изложенным в обращениях правоохранительных органов", - говорится в начале раздела о нарушениях ОП "Атомпроектингиниринг". Говоря кратко, чтобы не пересказывать весь документ, суть сводится к тому, что в результате деятельности Генерального директора ОП "Атомпроектинжиниринг" Николая Петровича Божко и его подчиненных проверка выявила нарушения на сумму более 200 000 000 гривен! В документе прямо описываются конкретные схемы завышения стоимости тех или иных работ по строительству Центральной железной дороги и железной дороги, а также, по мнению аудиторов, указывается, кто является виновником такого беззакония.

Вот несколько примеров. Так, самое крупное нарушение ОП "Атомпроектинжиниринг", которое привело к "убытку" (внимание!) 167 400 100 Гривен, связано со строительством железнодорожной линии Вильча-Янов."

"В нарушение п. 2.8 Контракта № 00193 Заказчик ОП "Атомпроектированиеиниринг" ГП НАЭК "Энергоатом" осуществил неоправданные расходы в виде аванса в размере грн. 167,400,100 (136 454 871,41+30 945 238,59), Представлено ОП "Атомпроектинжиниринг" на указанную сумму. Потери финансовых ресурсов в размере 167 400 грн. 100.00 С НДС были вызваны следующими должностными лицами: Генеральный директор ООО "Атомпроектинжиниринг" Н.П. Божко. А главный бухгалтер - Курильчик А.В.", - Говорится в аудиторском заключении.

То есть, согласно результатам проверки, руководство "Атомпроектинжиниринг" в лице Николая Петровича Божко направило подрядчикам деньги якобы на оплату рабочих и стройматериалов, в которых они не нуждались.

В ходе проверки выяснилось, что АТ "Украинская Зализница" не закупало материалы для верхнего строения пути и другие сопутствующие материалы при выполнении вышеуказанных работ используются остатки материалов и сырья подразделений филиала "Центр строительства и ремонта пути". Оплата труда работников, задействованных в выполнении этих работ, производится в соответствии с действующим штатным расписанием и нормами действующего законодательства Украины.

Выявленные факты могут свидетельствовать о том, что если бы в дело не вмешались правоохранительные и другие проверяющие органы, то эти авансы могли бы пройти как действительно необходимая оплата, а на самом деле, как говорится"распилены" нерадивыми начальниками.

Следующим в списке является завышение стоимости работ на 2 328 035 гривен в тендерной закупке "Вырубка зеленых насаждений для реконструкции участка железной дороги с по в зоне отчуждения Иванковского района Киевской области".

Есть и другие нарушения, касающиеся тех же работ по вырубке лесов. "Неэффективные действия руководства, которые привели к потере возможности получения дополнительного дохода в размере 3939,1 грн. С НДС, были вызваны следующими должностными лицами: Генеральным директором ОП "Атомпроектинжиниринг" Божком Н.П. И главным бухгалтером А.В. Курильчиком", - говорится в документе.

Здесь речь идет о том, что г-н Божко и ко якобы отправили подрядчику аванс в размере 11 405 357 гривен с НДС. Он не выполнил работу, не вернул деньги и по договору должен был выплатить 30% от авансовой суммы штрафа, неустойки и т.Д., Но Божко даже не удосужился направить соответствующее письмо-требование контрагенту Государственного предприятия "Пивнична пуща", а вместо этого подписал дополнительное соглашение, в котором определил новые сроки исполнения.

Суть следующих нарушений сводилась к тому, что при реконструкции железнодорожных путей со ст. Вильча к искусству . Янив, цена покупки включала десятки миллионов гривен, которые были списаны на "риски" и "дополнительные расходы".

"При рассмотрении ожидаемой стоимости покупки было установлено, что общая стоимость 336 695 011 грн. С НДС включала средства для покрытия рисков всех участников строительства в размере 9 027 528 грн. С НДС и средства для покрытия дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, в размере 22 906 567,2 грн. С НДС", - говорится в акте.

В документе есть и другие нарушения, все желающие могут ознакомиться с актом Аудиторской службы Украины по ссылке. Мы остановимся на личности руководителя ОП "Атомпроектинжиниринг" Божко Николая Петровича, деятельность которого, судя по всему, привела к столь значительным убыткам. Журналисты программы "СХЕМЫ" в своем расследовании подробнее рассказали о причинах задержки ввода объектов в эксплуатацию и коррупции в компании "Атомкомплект Инжиниринг". Мы постараемся дополнить их расследование.

"МУТНЫЙ ТИП": КТО ТАКОЙ БОЖКО И КАК ОН ПОПАЛ В ЭНЕРГОАТОМ

Познакомьтесь с Николаем Петровичем Божко, руководителем ОП "Атомпроектингиниринг". Разве вы не слышали об этом? Сейчас мы расскажем вам об этом "уникальном специалисте" подробно и подробно. В узких кругах ученых-ядерщиков этот лидер уже успел за столь короткое время снискать весьма неоднозначную славу. Только вдумайтесь, человек был назначен руководителем ОП "Атомпроектинжиниринг" в июле 2021 года. Чуть больше чем за год этот менеджер умудрился "направить" почти 200 000 000 гривен убытков! И что-то подсказывает нам, что это только верхушка айсберга, и нас ждут новые захватывающие откровения.

История Николая Божко очень странная. В кулуарах ходят слухи, что он якобы является ставленником некоего клана, близкого к администрации президента. Наверняка, эти слухи имеют под собой основания, ведь до того, как возглавить отдельное подразделение "Энергоатома", Божко ни дня не проработал в атомной отрасли. И тут же у вас появляется такая важная и ответственная должность.

Из открытых источников известно, что Николай Божко имеет/имел ряд предприятий, связанных с сельскохозяйственным сектором и легкой промышленностью. Этот удивительный человек умудрялся работать на различных государственных должностях в абсолютно несвязанных областях.

Так, в 2009-2010 годах Г. Божко работал на оплачиваемой основе помощником народного депутата от "Партии регионов" Лисина Николая Павловича. Затем, с 2010 по 2012 год, Николай Божко, как говорят злые языки, работал "помощником Колесникова" в Национальном агентстве по подготовке и проведению финальной части Евро-2012 в Украине. С 2012 по 2013 год работал заместителем директора государственного комплекса "Спортивные арены Украины". Дальше больше. Год спустя, в 2013 году, Николай Божко возвращается, где бы вы думали? Правильно. В Национальном агентстве по подготовке и проведению финальной части Евро-2012 в Украине. Мало кто знает, но в течение нескольких лет после чемпионата Европы по футболу эта структура функционировала и, соответственно, получала государственное финансирование. Он работал там до 2015 года.

В 2015 году Николай Божко решил стать депутатом от партии "Оппозиционный блок" на местных выборах Киевсовета, но попытка оказалась неудачной.

Поражение на выборах не выбило Божко из колеи, и его амбиции устремились к руководящей должности в НАПК, но наш кандидат в антикоррупционеры не прошел испытание. В документах, которые находятся в открытом доступе (), прямо указано, что Николай Божко подпадает под категорию "высокого риска". Там же инспекторы указывают, что Николай Божко был помощником Бориса Колесникова. В СМИ даже была ссылка на материал об этом, но, к сожалению, негативные упоминания об этом менеджере были вычищены из Интернета.

В следующем году такой ценный менеджер не остался без работы - его назначили первым заместителем руководителя Государственного агентства инфраструктурных проектов. Не исключено, что вместе с тогдашним министром Божко мог бы работать над пресловутым проектом Hyperloop. Он работал там до 2019 года.

В 2019 году, чудесным образом, НиколаБожко, учитывая его репутацию, становится заместителем главы Государственной службы речного и морского транспорта. Новый карьерный взлет, как уже упоминалось выше, произошел в июле 2020 года и в ОП "Атомпроектингиниринг".

Многие задаются вопросом - кто стоит за этим ревностным деянием? Кто помогает Богу устроиться на "хлебные" должности при любом правительстве? Почему правоохранительные органы не обращают внимания на многомиллионные нарушения.

Конечно, в первые дни Николаю Божко способствовала его близость с регионалами, которые тогда были у власти. Но как объяснить тот факт, что люстрация обошла Божко стороной после Революции Достоинства?

По нашей информации, у Николая Божко есть очень влиятельный родственник. Так, Николай Божко является сватом экс-главы "Нафтогаза Украины" Олега Дубина.

Известно, что дочь Николая Божко - Дубина (Божко) Галина Николаевна замужем за сыном Олега Дубины - Олегом Олеговичем Дубиной. Примечательно, что дочь Божко также занимает различные руководящие должности в государственных компаниях. Известно, что, согласно открытым источникам, она является членом ревизионной комиссии ПАО "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины".

Из декларации Галины Дубиной мы узнали, что дочь, видимо, хотела работать поближе к отцу и, работая в Государственном предприятии "Гарантированный покупатель", подала заявку на должность начальника отдела модернизации и закупок оборудования, не требующего установки, департамента управления затратами исполнительной дирекции по производству и ремонту НАЭК "Энергоатом". Является ли это конфликтом интересов?

Но давайте вернемся к Олегу Дубину, известному подписанием скандальных газовых контрактов. Помните, после победы Владимира Зеленского на президентских выборах ходили упорные слухи о том, что Олег Дубина присоединился к команде Зеленского? Его называли старшим экономическим советником в команде президента, и ему предсказывали, что он станет главой СНБО Украины. Позже эта информация была опровергнута.

Затем в 2020 году сообщалось, что Зеленский рассматривает Дубину на пост министра энергетики и окружающей среды. Примерно в то же время Божко входит в "Энергоатом". Совпадение? Вряд ли.

Источники в кулуарах говорят, что Дубина якобы имеет определенное влияние в администрации президента, но они не хотят показывать его "как члена команды". Таким образом, не исключено, что влиятельная сваха могла бы помочь Николаю Божко попасть на эту должность. Другие собеседники говорят, что Божко тесно связан с бывшими "регионалами", является "агентом Кремля" и входит в так называемую "команду Деркача". Мы не можем этого сказать, поэтому целесообразнее, чтобы сотрудники правоохранительных органов давали ответы на эти вопросы.

Кто бы ни стоял за нынешним руководителем ОП "Атомпроект Инжиниринг", сути это не меняет. На сегодняшний день у нас только официально, по данным аудита, более 200 000 000 гривен финансовых потерь, ЦКОЯТ и железная дорога не введены в эксплуатацию. Похоже, что кто-то должен понести за это ответственность.

Ведь ситуация критическая: на энергоблоке № 1 Хмельницкой АЭС заканчивается место для отработанного ядерного топлива в накопительном бассейне. По идее, неплохо было бы отвезти его в ЦКОЯТ, но он еще не введен в эксплуатацию. Мы также больше не можем отправлять ОЯТ в Российскую Федерацию. Транспортировка отработавшего ядерного топлива на другую атомную электростанцию для хранения является незаконной и бессмысленной. Не исключено, что работу энергоблока № 1 ГЭС придется остановить. И все по причинам, описанным выше.

По нашей информации, сотрудники правоохранительных органов уже собрали достаточно информации о деятельности Николая Божко на посту руководителя "Атомпроектинжиниринг" и вскоре его процессуальный статус может измениться. Но, по неизвестным причинам, этого пока не происходит. Напротив, в кулуарах Энергоатома ходят слухи, что скоро Николай Петрович. Они будут награждены орденом.

Поскольку вопросы, обсуждаемые в статье, затрагивают интересы миллионов украинцев, мы будем внимательно следить за развитием событий.

Продолжение следует.

цхоят

Наземное сухое хранилище отработанного ядерного топлива контейнерного типа в чернобыльской зоне отчуждения . Заказчик Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» по технологиям американской компании Holtec International

доллар сша

Денежная единица США, одна из основных резервных валют мира. 1 доллар = 100 центов

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

энергоатом

Государственное предприятие, созданное 17 октября 1996 года. Компания является оператором всех действующих атомных электростанций Украины

караченцов николай

Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР

хмельницкая область

ровненская область

южно-украинская аэс

украина

зеленский владимир

ровенская аэс

галущенко герман

соединённые штаты америки

кабинет министров украины

атомная электростанция

украинская железная дорога

иванковский район

гсп

офис президента

партия регионов

олимпийский

киевский городской совет

колесников борис

государственная служба морского и речного транспорта украины

нафтогаз украины

дубина олег

палица

третьякова галина

пелевин виктор

совет национальной безопасности и обороны украины

московский кремль

хмельницкая аэс